"Овод". Революционные люди в революционное время.

Feb 14, 2019 22:40


Перечитал недавно очень интересную книгу «Овод» писательницы Этель Лиллиан Войнич. Бумажная версия где-то затерялась, так что читал электронную. Безусловно, это произведение уникальное, как и его автор. Уникально оно прежде всего главным героем - профессиональным революционером, памфлетистом, авантюристом, прошедшим через нечеловеческие испытания.



1. Обложка советского фильма "Овод" 1955 года

Главный герой книги англичанин Артур, живший в первой половине XIX века в Италии. Он страстная натура, жаждущая свободы Италии, мира, справедливости и любви замечательной девушки. Но по собственной неопытности, из-за неумения справляться со стрессом и из-за юношеской горячности и наивности, портит свою жизнь и жизнь тех, кто ему близок. И, вероятно, потом тысячу раз жалел об этом своем малодушии, ведь его выбор принес ему поистине нечеловеческие страдания.
Но он не сломался, а переродился. Артур стал Оводом. Испытания огрубили его, как огрубляется кожа на кулаках рукопашника, который «набивает» их, тысячекратно ударяя в доску. Сперва очень больно, потом терпимо, а в итоге тело человека превращается в оружие. И человек учится сражаться, несмотря на боль. Или уже благодаря ей.   
Овод резок, жесток, порой беспощаден к себе и окружающим, моральный и физический калека, но он предан своей идее. Именно такие люди и являются движущей силой истории. А история в те годы была ох какой непростой.



На XIX век пришлось очень много революционных событий. Среди них Польское восстание в Российской Империи 1863 года (в белорусской историографии более известно, как «восстание Кастуся Калиновского», по имени организатора повстанческого движения на территории Литвы и Беларуси), Венгерская Революция 1848 года (Кошут), буржуазная революция 1848 года во Франции (а еще и «три славных дня» в 1830), итальянская революция 1848 года (и последующие события, включая деятельность Гарибальди), Бельгиская революция 1830 года, Испанская 1820, Португальская 1820, восстание декабристов в России 1825... Год 1848 так и вовсе в историографии называют «весной наций», ибо даже Бразилия и Аргентина были охвачены народными восстаниями!



2. "Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года в деревне". Литография. Источник http://aria-art.ru/0/A/Aleksandr%20II/1.html. 1 марта 1881 года император Александр был убит в результате покушения, совершенного террористами из организации "Народная воля".

Только Япония, как всегда, «несколько выделяется». Если во всех предыдущих случаях целями революции было установление Республики, свержение монархий, феодализма и удаление от власти Папы, а в ряде случаев они были еще и национально-освободительными революциями, то в Японии в 1868 году произошел Мейдзи Исин - дворцовый переворот. В результате него был свергнут режим сёгуната, ликвидированы феодальные отношения и реставрирована власти Императора. Это в общем тоже прогрессивно - страна из феодальной стала монархической и стала на путь капитализма.



3. Молодой император Мейдзи, 1873 год. Очень прогрессивный правитель, добившийся невероятного промышленного роста и полной модернизации страны, которая в итоге бросила вызов и победила Российскую Империю. Источник http://www.aif.ru/society/history/revolyuciya_meydzi_kak_yaponiya_sovershila_pryzhok_iz_feodalizma_v_imperializm

Как видим, революционными идеями были переполнены молодые и прогрессивные умы всего мира. Также вовсю процветали создаваемые ими тайные общества, которые ставили своей целью просвещение и освобождение народа, свержение тирании, устранение жестокости и несправедливости и несомненно Светлое Будущее.
Но старое общество не дремало и не думала сдаваться. Цензура, полиция, тайная и явная, шпионы, провокаторы, жандармы, суды, каторги, ссылки - все это было широко используемыми охранительными инструментами власти.



4. Илья Репин. "Арест пропоагандиста", 1892. Источник https://rossaprimavera.ru/news/d3ed99cc

Тайные общества и «охранка» шли рука об руку. В то время, как одни вели борьбу за сохранение строя, ужесточая контроль, цензуру и наказания, другие переходили к более радикальным методам борьбы, включая политические убийства и террор, что приводило к усилению реакции и репрессий и так далее... Такое диалектическое единство и борьба противоположностей неизбежно приводило к развитию конфликта и переходу системы в новое качество - массовым выступлениям и вооруженным восстаниям. Восстания начиналось стереотипно, сперва массовые стачки и манифестации, демонстрации и саботаж, игра нервов, накаливание обстановки.  И апофеоз  - расстрел безоружных людей полицией, что давало «карт-бланш» на революцию, штурмы и баррикады. Единство и борьба противоположностей... переход количества в качество... отрицание отрицания - вот она диалектика исторического процесса в действии!



5. Стрельба на бульваре Капуцинов. Расстрел безоружных людей войсками и жандармами послужил поводом Февральской революции 1848 года во Франции. Источник фото http://histoirenclasse.canalblog.com/albums/la_revolution_de_1848/photos/104107133-l_affaire_du_boulevard_des_capucines.html

Но это все теория, а на практике непосредственной движущей силой всех революций были люди. Умные, преданные, прогрессивные, но в то же время жестокие и циничные. Те самые, для которых смена господствующего строя стала смыслом жизни. Те самые, для которых идеалы свободы не могли быть достигнуты без смены существующего строя. Именно они организовывали и подготавливали все революционные и предреволюционные процессы, именно они «разжигали», «подливали» и «раскачивали». Именно они вскрывали и обличали противоречия в обществе и показывали людям, что их теперешнее положение плохо, но изменить его радикально, можно лишь сменив строй.

Таким профессиональным революционером и был Овод. И не случайно он обосновался в Италии. Италия в то время была под властью австрийцев и была ими разделена, а ее правители, опираясь на орден Иезуитов, всячески подавляли любое недовольство народа и инакомыслия.



6. Джузеппе Гарибальди наводит порядок в Италии. Источник http://www.fotodom.ru/image/T000-5959.html

Противниками существующего строя были тайные общества «Молодая Италия», «Карбонари» и многие другие. Не отставала и реакция. Архаичный производственные отношения в Италии не давали развиваться производственным силам, что приводило к социальной напряженности, экономическим проблемам и стихийному недовольству народа, что выливалось в вооруженное противостояние с властью. А власть давило это движение репрессиями.



7. Расстрел граждан, виновных в чтении газеты Мадзинини. Италия. Иллюстрация к книге "Жизнь Джузеппе Гарибальди, итальянского героя и патриота". 1888 год. Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Giuseppe_Mazzini#/media/File:Citizens_shot_for_reading_Mazzini%27s_Journal.jpg

И Овод был тут как тут - политические памфлеты, критика власти и духовенства, организация поставок запрещенной литературы и оружия, организация восстаний и мятежей.  Он был членом «Молодой Италии», а также дюжины других, полубандитских, формирований, которым помогал и которых использовал.



8. Восстание в Палермо, Сицилия, 1848 год. Была подготовлена и организована сторонниками "Молодой Италии". Источник https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sanesi_-_La_rivoluzione_di_Palermo-12_gennaio_1848_-_ca._1850.jpg

Но не это все главное в книге, главное это прежде всего внутренний мир и личность Овода, отношения его с близкими. Его моральная стойкость, твердость и мужество.
Но как получилось, что Артур, который был искренним и преданным католиком, человеком светлых и чистых идеалов, стал революционером-нигилистом? Нет, идеалы свободы у него остались, но вот средства их достижения радикально поменялись. Вернее, исчезли ограничения на средства достижения. Когда человек долго страдает и рискует жизнью за идею, у него появляется соблазн считать, что он имеет моральное право заставлять страдать других, за ту же идею. И распоряжаться жизнью других.



9. Кадр из фильма "Овод". Так мы и поверили тебе! Идейный антиклерикал делает вид, что молится. Источник http://filmiki.arjlover.net/info/ovod.1955.avi.html

У Овода был оппонент. Не противник, но его личный антипод, неприятель, предмет обиды, ненависти и злобы - кардинал Лоренцо Монтенелли. В противоположность Оводу, Монтенелли был истинным христианином, неподкупным, честным, добрым. Его любили люди, считая его чуть ли не святым. Страстный католик, служивший только идеалам добра. Овода же искренне не любили даже его товарищи по партии, у него был талант располагать людей против себя.
Христианское смирение и добродетель вкупе с неизменностью устоев против нигилизма и насилия вкупе с неизбежным прогрессом. Или может быть революционное насилие это следствие наличия связки «смирение / неизменность устоев»? Смирение и нигилизм составляют диалектическое единство и не могут существовать отдельно. В этом залог борьбы, но и в этом залог развития. Ведь развитие невозможно без изменений, а они невозможны без внутренних противоречий. А противоречия общественные есть не только результат борьбы интересов социальных групп, но и результат противоречивости человеческой натуры. Только ли политическим противником был Монтенелли для Овода? Нет, и в этом то и была его трагедия.

Книга очень интересная... но если вы знаете историю и контекст, в которой происходили события. Если читать «просто для развлечения», то там нету особо действия, неспешные диалоги, признания о прошлом, обыденные вещи, которые в общем-то не совсем обыденные, а ведут к коренным изменениям в жизни человека. Но книга «Овод» не про действо, не про борьбу, она про человека в этой борьбе.

Главный герой Овод / Артур - это собирательный образ революционера. Его псевдоним, «Овод», был был взят у древнегреческого философа Сократа, ну а черты характера, повадки и частично биография - взяты у создателя «Молодой Италии» Джузеппе Мадзини.



10. Джузеппе Мадзини. Итальянский революционер и основатель общества "Молодая Италия". Источник https://en.wikipedia.org/wiki/Giuseppe_Mazzini#/media/File:Giuseppe_mazzini_1.jpg

Автор книги - Этель Войнич, ирландская писатель и композитор. Мать Этель Войничь имела фамилию Эверест, это в честь ее дяди, главного геодезиста Индии сэра Джорджа Эвереста, была названа высочайшая гора Эверест. Отец Этель - профессор математики Джордж Буль, один из основателей математической логики. «Булева алгебра» была разработана и формальна описана им.
Сама Этель была замужем за Михаила Войнича, польско-литовского революционера, члена нелегальной организации «пролетариат», прошедшего тюрьму, сибирскую ссылку, побег из ссылки и миграцию. Войнич известен тем, что открыл «рукопись Войнича» - шифрованный манускрипт XV века, не разгаданный до сих пор. Кроме того, она писала в полулегальных газетах и состояла в ряде революционных кружков, так что с темой книги была знакома не по наслышке.



11. Этель Лиллиан Войнич. Источник https://motherjonescork.com/2015/04/14/the-remarkable-story-of-lily-boole/

Лично я не восхищаюсь Оводом и не считаю его положительным героем, но нахожу его очень интересным. Мне гораздо симпатичнее Монтенелли и Джемма.
Ну а по поводу книги - я ни разу не пожалел, что прочитал книгу.

Спасибо за внимание! 

История, Книга, Мысли

Previous post Next post
Up