Рок - опера "Иисус Христос - суперзвезда".

Nov 21, 2018 01:48


Дорогие друзья, представляю вам давно задуманный пост про одно из моих любимейших музыкальных произведений. Мало знакомая в русскоязычном сегменте, классическая рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос суперзвезда» является родоначальницей целого музыкального жанра. Созданная 1970 году, она стала мегахитом и мегабомбой. Вмеру скандальная, провокационная, с потрясающей музыкой и замечательными вокальными партиями - до сих пор звучит на сцене. По этой опере сняли несколько полнометражных фильмов (я лично смотрел  4 версии ) и бесчисленное количество постановок на десятков языках мира. Исполнение отдельных партий считается мерилом вокального мастерства певца.

Успеху оперы способствовали несколько факторов - классический христианский сюжет, представленный в виде оперы. Только музыкальные партии были не в симфонической, а в рок - аранжировке. Если к этой гремучей смеси добавить великолепные голоса исполнителей, интереснейшие тексты и музыку, то получите шедевр.

У Уэббера и после нее были потрясающие оперы - «Призрак оперы», «Кошки», «Эвита» и многие другие. Но ни одна из них даже близко не приблизились к этой. Почему? А вот послушайте. Вообще рекомендую слушать англоязычную версию. Русскоязычные не все такие экспрессивные, как оригинал.



Первый исполнитель - Карл Андерсон. Вступление Иуды, «Небеса в их головах», в русскоязычных версиях - «небом головы полны». Черный Иуда это тоже наверное такая задумка. Но у чернокожих особые голоса и особая харизма, а потому Карл Андерсон - лучший Иуда. Просто эталонный исполнитель!
Клип из первого музыкального фильма, снятого по этой опере. Обида, злость на Иисуса, разочарование, боль - все это сыграно и спето просто мастерски. Видно, что Иуда ждал «чего-то эдакого», но получил только заповеди от тихого, спокойного учителя. Но беспокойная и буйная душа требует бурных и громких дел, которых нет и не будет...

image Click to view



Вообще, обращает на себя внимание, что песни отрицательных персонажей крайне экспрессивны, громки, а положительных - тихи, спокойны, порой «невыразительны». Ну так и должно быть. Зло громко и нагло, агрессивно и напористо. А Добро как-бы неслышно, его нужно внимательно слушать и понимать. Добру нечем возразить Злу, ведь все претензии к Добру невыполнимы. «Если не дурак, прогуляйся-ка по моему бассейну... сделай из моей воды - вино ...!» - это все внешние эффекты. Мол покажи хоть что-нибудь и тогда да, мы поверим. Но так Добро не поступает и никаких чудес показывать не будет.

Вот первая встреча Иисуса с Понтием Пилатом. Пилата здесь сыграл шведский перец Фред Йохансон. 100% - й скандинав. В жизни у него нет никакого акцента, тут он слегка добавил, для «образа». Да, это он в фуражке, вы не ошиблись. Рост под 2 метра. И у него такая прекрасная физическая форма, что «искусственных кубиков» на животе можно было бы не делать. Но в Римской Империи были такие доспехи. Хотя полунацистская форма и римские доспехи - это на совести автора постановки. Такого бы Пилата - да в дознователи Следственного Комитета. Подозревемые бы сами на себя доносы писали и признавались бы в убийстве Кеннеди. Но он умен - ему вся эта история ни разу не нравится. Он зол на Иисуса, зол на фарисеев за такую «мелочь» что ему подсунули. Иди-ка ты к Ироду, дружок, твое дело не уголовное:

image Click to view



А что-же царь Ирод? Неуравновешенный развратник, у которого настроение меняется 10 раз за 5 минут, обжора и капризный тиран, любящий, как сорока, безвкусные блестящие побрякушки, во всей красе. Управлять государством? Пффф! Лучше он будет лопать финики со своими мальчиками и девочками, плескаясь в бассейне, отвлекаясь время от времени на оргии. Рассматривать дело Иисуса? Вот еще глупость какая, ну посмотрим, на что способен этот «чародей». Вслушайтесь в то, что он поет! и посмотрите как забавно трясется его брюхо:

image Click to view



Вообще, сыграть и спеть арию царя Ирода это нужна особая харизма. Вот как это сделал Элис Купер, один из основателей «шок - рока». Это уже другой Ирод. Рассудительный, жесткий, скептический, подшучивающий над Иисусом. Такому не нужна свита девиц и сударей легкого поведения. Это прежде всего правитель, и чуть-чуть сумасброд, самую малость, который уже повидал множество этих «суперзвезд» и который заранее знает, что ничего не увидит, а хочет лишь проучить. Унизить. Показать ничтожество очередного «выскочки».

image Click to view



Давайте теперь сравните это все с мелодикой положительных героев.

Йен Гиллиан, вокалист Deep Purple. Ария Иисуса (I only whant to say). Очень сложная вокальная партия. Это видеопробы на роль, от которой Йен по глупости своей, отказался. Обратите внимание на характерную особенность исполнения лирических партий у Уэббера, перенятых потом во многих рок-операх. Начинаясь как «медленная» музыка, местами усыпляющая, неуверенная и тихая, постепенно доходит до «кульминации» - активно «роковой» составляющей. А потом спад. Длительность такой музыкальной партии небольшая, а потому слушатель не успеет «соскучится». Это требует от исполнителя помимо хороших вокальных данных, возможности применять их в манере рок-музыки. И хорошего актерского таланта, ведь экспрессия исполнителя не менее важна, чем голос.

image Click to view



Русскоязычное исполнение - Михаил Серышев, вокалист рок - группы «Мастер». Вообще вокалисты рок групп «Мастер» и «Ария» на много порядков превосходят большинство эстрадных исполнителей, что не раз доказывали и доказывают. Кстати, в этой постановке они оба пели. Кипелов исполнил партию Симон Кананита (Зилота), но на мой взгляд это «не его». Серышев, к слову, сейчас выступает в оперном жанре в качестве певца театра «Геликон-Опера», исполняя классические партии. Можете сравнить с предыдущей, но несмотря на шикарнейший вокал Серышева, мне больше нравится англоязычная версия. Все-таки изначальный текст английский, и тяжеловато его рифмовано перевести без изменения смысла:

image Click to view



Далее ария Иисуса «Тайная вечеря». Та-же особенность исполнения - спокойное, медленно нарастающий темп исполнение, рОковая кульминация и спад. И тут такая кульминация совпадает с конфликтом Иуды и Иисуса:

image Click to view



Ария Марии Магдалены «Все хорошо», исполняет Ивонн Эллиман. В фильме Иисуса играет и поет актер Тед Нили. Послушайте какой контраст между ее спокойным, умиротворяющим исполнением и истерикой Иуды, Карл Андерсон и здесь на высоте:

image Click to view



Вот еще одна ария Марии Магдалины «Я не знаю как любить его». Текст достаточно интересный, хотел было представить мой перевод, близкий к оригиналу, да не буду. Там есть очень спорные строки «... у меня было столько много мужчин in very many ways...», вот уж не знаю как перевести-то, чтобы не оскорбились читатели. Лучше просто послушайте)) В католической традиции так и есть - Мария БЫВШАЯ блудница, оттуда и такой текст:

image Click to view



А это русскоязычное исполнение Татьяны Анциферовой. Чуть переиначили, «пригладили» англоязычный текст,  убрав «...in very many ways...», но в целом более-менее совпадает. Отличное и мелодичное исполнение прекрасным голосом:

image Click to view



Со своей стороны всячески рекомендую послушать полную версию. Там гораздо больше сцен, песен, и это цельное произведение. Можно русскоязычную, но там, на мой взгляд, не тот колорит текстов. Я любитель изначальной аудио версии, с Йеном Гиллианом и Карлом Андерсоном, которая вышла до фильма. Этот дуэт в аудиоверсии просто выше всяческих похвал. Мягкий, рассудительный, мелодичный голос Иисуса сильно контрастирует с резким, порой истеричным, но чертовски мелодичным вокалом Иуды / Карла Андерсона, явно показывая их антогонизм.

Конечно, с точки зрения Библейского канона, сюжет рок-оперы является лишь вольной трактовкой, в которой Иисус всего лишь человек, обычный человек, а потому отношение верующих к этой рок-опере неоднозначное и скорее отрицательное. Она много раз была запрещена на территории России и Беларуси. А вот к примеру в США она крайне популярна и например последняя постановка 2018 года, где участвовал в том числе дедушка Элис Купер выиграла в 5-ти номинациях премии Эмми из 13-ти, на которые выдвигалась.

И на мой взгляд, это жемчужина, классика мирового музыкального наследия и мировой художественной культуры. Как и все настоящее искусство - порой провокационное, но такое прекрасное и глубокое, что хочется возвращаться к нему снова и снова, открывая постоянно что-то новое для себя.

Спасибо за внимание!

Рок-опера, Искусство, Миниатюры, Музыка

Previous post Next post
Up