В дополнение к моему посту
Космическая живопись: Николай Михайлович Кольчицкий., хочу привести еще парочку интереснейших иллюстраций Николая Михайловича к книге А. Штернфельда. Полёт в мировое пространство. - М.: Гос. изд. технико-теор. лит., 1949. Интересные сами по себе, выполненные в черно-белой монохромной гамме, иллюстрации выполнены талантливо и со знанием дела, ведь Кольчинский имел богатый опыт работы в авиационной индустрии. Подписи к рисункам взяты из книги, которую они иллюстрируют.
1. "Космический корабль в полёте. Его форма, необычная по сравнению с формой самолётов и земных ракет, объясняется тем, что в межпланетном пространстве сопротивление среды отсутствует и поэтому придание космическому кораблю удобообтекаемой формы является излишним". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm Очень интересно сравнить стадии полеты космического корабля, какими они виделись в конце 40 - х и сейчас. Напоминаю, первый полет искусственного спутника Земли произошел через 8 лет после издания книги - в 1957 году.
2. "Создание на космическом корабле искусственной тяжести: две части космического корабля, соединенные тросами, приводятся во вращательное движение вокруг общего центра масс". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm На самом деле, долгое время для достижения космических скоростей, использование ракет было вовсе не таким очевидным, как это кажется сейчас. Существовало множества альтернативных проектов. Собственно, и сегодня есть проекты «космического лифта» и ракеты-носителя с внешним источником энергии (передаваемой по радиолучу или по лучу лазера), но только ракетный двигатель экспериментально и технологически проработан. Все остальные - практически не вышли из умозрительных концепций.
3. "Электромагнитная пушка позволяет выбросить снаряд с ускорением, безопасным для человека, но для предупреждения вторичной перегрузки от удара о воздух при вылете из ствола пришлось бы сделать снаряд чрезвычайно тяжёлым и длинным". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 4. "Предлагалось сообщить снаряду космическую скорость, прикрепив его к ободу громадного колеса. Однако при очень быстром вращении колесо неизбежно разорвётся под действием чудовищной центробежной силы". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 5. "Казалось бы, что сделав туннель круговым, можно значительно укоротить его по сравнению с прямолинейным туннелем. Однако для того чтобы перегрузка при разгоне в круговом туннеле была такой же, как в прямолинейном туннеле, круговой туннель должен быть в 12,6 раза длиннее прямолинейного". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm Искусственная гравитация на космических кораблях и орбитальных станциях, достаточная для восприятия ее людьми как заменитель земной, также не достигнута пока - что ни на одном обитаемом аппарат, да и подобных технических проектов также нету, одни концепты.
6. "Медленное вращение космического корабля в нужном направлении можно будет вызвать быстрым вращением небольшого диска в обратном направлении". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 7. "Примерная конструкция искусственного спутника Земли. С такого спутника космические корабли будут отправляться в межпланетное пространство. Вращение спутника вокруг своей оси будет вызывать на нём искусственную тяжесть". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 8. "Космический корабль улетает в мировое пространство с искусственного спутника Земли". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm Концепция «космического челнока», а именно космического аппарата, который спускается с орбиты, переходя в планирующий полет, показала себя неоднозначно. С одной стороны в перспективе удешевление полетов и возможность возвращать грузы, а с другой реальная дороговизна эксплуатации и крайняя опасность - катастрофы челноков «Челленджер» и «Колумбия» привели к гибели всего экипажа. Шансов спастись у них не было в обоих случаях.
9. "При полёте в межпланетном пространстве баки, освободившиеся от топлива, могут быть использованы как помещения для жилья и лабораторий. Перед возвращением на Землю всё ценное имущество переноситься в посадочный планер, вмонтированный в носовую часть космического корабля". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 10. "В момент погружения в атмосферу Земли посадочный планер отделяется от ставшего ненужным корпуса космического корабля. Отброшенный корпус, обладающий большим аэродинамическим сопротивлением, быстро раскаляется от сопротивления воздуха и сгорает подобно метеорному телу". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 11. "Возвращение на Землю из межпланетного путешествия. По мере погашении скорости поверхность крыльев планера должна увеличиваться". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm 12. "Проблема межзвёздных полётов может быть решена только при помощи атомной ракеты". Источник
http://www.fandom.ru/about_fan/koltchitsky_1.htm А вот у атомного ракетного двигателя большое будущее. В Советском Союзе и США прорабатывались разные концепции атомных двигателей с разным теплоносителем / рабочим телом, составом активной зоны (была, например, идея сделать ее газофазной, чтобы ядерные реакции протекали в разогретой плазме). Вот например, как выглядела одна из экспериментальных конструкций, в расчете которой принимал участие один мой бывший коллега по НИИ.
Click to view
Как будет дальше развиваться космонавтика и будет ли вообще развиваться покажет время. Очень хочется надеется, что если не технические решения, то хотя бы цели - достижение человеком иных небесных тел - будут осуществлены.
Спасибо за внимание!