Зов глубины

Aug 19, 2018 13:31


Изучение морских глубин - дело ничуть не проще, чем изучение космического пространства. Нужна современная техника, стальная выдержка, мужество и удача. И если в случае изучения сверхглубоких впадин Мирового Океана трудности понятны и описаны к примеру в моем посте Марианская впадина: первые покорители предельной глубины, то для меньших глубин таких трудностей на первый взгляд меньше. Но это не так. Любая глубина таит в себе множество опасностей - опасности целостности корпуса, поломки механизмов и устройств, утечки воздуха высокого давления и многие другие «технические» угрозы. Но кроме них есть и опасности окружающей среды как естественной так и техногенной природы - скалы, рифы, рыболовные сети, цепи буев, кабели связи и электропитания. Запутавшись в такой «сети» аппарат теряет ход и рискует погубить экипаж. Ведь запасы воздуха на борту ограничены, как и ограничены возможности спасения этого аппарата.

В этом посте я представляю вам очередную интересную миниатюру - советскую короткометражку «Зов глубины». В фильме показан один эпизод, случившийся с подводным обитаемым аппаратом «Аргус» в 1980 - м году и чуть не приведший его к его гибели на фоне «среза» исследований глубин обитаемыми и необитаемыми аппаратами, проводимых в СССР в 80 - х годах прошлого века.



ФИЛЬМ НЕ УДАЛЕН, ЭТО ДУРАЦКАЯ ЗАСТАВКА!

image Click to view





1. Главный герой фильма - аппарат «Аргус». Он был спроектирован и построен в 1975 году Опытно-конструкторским бюро океанологической техники «Подводно-технические средства» АН СССР. Экипаж - 3 человека, рабочая глубина погружения до 600 метров скорость хода под водой 1,5 часа, автономность по системе жизнеобеспечения до 3 суток. Источник https://www.popmech.ru/design/15040-podvodnyy-obitaemyy-apparat-argus/#part0

А вот как происходила история по воспоминаниям самих участников (Цитаты по очерку Николая Черкашина «Как спасили 'Аргус'» из книги «На суше и на море». Вып. 22. М.: Мысль, 1982.. Источник http://www.outdoors.ru/book/namore/alm1982/1982.pdf ):

«Аргус» - подводный обитаемый аппарат Института океанологии АН СССР. Назван он по имени мифологического чудища, но выглядит вполне элегантно: этакий ярко-лимонный гоночный автомобиль с килем и маленькой глазастой рубкой. 105-е его погружение началось, как обычно. Утром 21 июля 1980 г. аппарат выкатили на берег Голубой бухты под Геленджиком, по рельсовой дорожке спустили на воду.



2. Источник http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/argus/list.htm

Предстояло взять с грунта геологические образцы. Все шло привычно: глубина за иллюминатором, сначала нежно-голубая, все зеленела, синела, пока вокруг аппарата не сомкнулась наконец непроглядная мгла. Включили забортные светильники. В прожекторных лучах медленно уплывала вверх неровная стенка подводного ущелья. В 11 часов 17 минут гидронавты услышали легкий скрежет по правому борту, «Аргус» дернулся, накренился. Второй пилот Леонид Воронов выглянул в верхний иллюминатор: в нескольких сантиметрах от толстого стекла он увидел стальную оплетку кабеля. Дали задний ход, но вырваться не удалось.



3. ПОА "Аргус" начал свою карьеру в сентябре 1978 года с нескольких погружений на дно Голубой бухты для проведения геолого-биологических исследований ее дна. Затем были 5 погружений в Новороссийской бухте с целью поиска и изучения исторических артефактов. «Подводный обитаемый аппарат» (ПОА) «Аргус» в период с 1978 по 1981 год участвовал во многих погружений в Черном море. А начиная с 1982 года, после постройки научно-исследовательского судна «Витязь» и «Рифт» (про текущее состояние этих кораблей смотри https://modgahead-sev.livejournal.com/147931.html) стал частью их «научной нагрузки», после чего география использования ПОА «Аргус» стала весь Мировой Океан. Эксплуатировался «Аргус» вплоть до 1994 года. Последний район погружений - Атлантический океан в районе Гибралтарского пролива. В настоящее время находился на постаменте рядом со входом в Государственный геологический музей РАН им. В.И. Вернадского в г.Москва. Источник http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/argus/argus/argus.htm

...После трехчасовых попыток освободиться из плена гидронавты поняли, что застряли прочно: кабель придавил аппарат, под лыжами - грунт, по бортам- стенки каньона. Стрелка глубиномера застыла на 340 метрах. Так в солнечное июльское утро три человека оказались в беде: Евгений Павлюченко, командир аппарата, пилотгидронавт Леонид Воронов, студентокеанолог и стажер-гидронавт Сергей Холмов. В Москве в Институте океанологии имени П. П. Ширшова была немедленно создана комиссия по спасению «Аргуса». К месту происшествия подошло судно «Гидронавт» под флагом Министерства рыбного хозяйства СССР. Это оказалось очень кстати, так как на борту судна находился подводный аппарат «ТИНРО»



4. Подводный аппарат ТИНРО-2. Спуск на воду в Татарском проливе с борта судна "Гидронавт". Экипаж 2 человека. Рабочая глубина погружения 400 метров, подводная скорость - 2,5 узла. 1991 год. Источник http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/tinro/tinro2/tinro2.htm

. ...Рассказывает один из участников спасательной операции, командир подводного аппарата Михаил Севрюгин: - Когда мы погрузились и приблизились к грунту, то поняли, что найти «Аргус» будет сложно. Рельеф дна сильно пересечен: вымоины, обрывы, склоны... Гидролокатор в таких условиях почти бесполезен: получается сильный разброс эхо-сигнала. Однако мы обнаружили кабель и выставили над ним буй. Но кабель оказался не тот. По звукоподводной связи гидронавты «Аргуса» сообщили, что чувствуют себя хорошо, слышат импульсы нашего гидролокатора. Воронов просил передать жене, чтобы не волновалась. ...340 метров. Почти столько же шагов отделяет домик Вороновых от ангара «Аргуса». Людмила узнала о несчастье в числе первых. Сын-школьник и шестилетняя Олеся почувствовали недоброе лишь утром - папы нет дома. Людмила провела бессонную ночь. Инженерокеанолог, она прекрасно понимала, что грозит Леониду и его товарищам.



5. Конструкция аппарата ТИНРО-2. 1 - вертикальный стабилизатор; 2 - поворотная насадка; 3 - маршевый винт; 4 - агрегатный отсек; 5 - электродвигатель маршевого винта; 6 - шток погрузочного устройства; 7 - отсек экипажа; 8 - пульт командира; 9 - светильник; 10 - иллюминатор; 11 - место наблюдателя; 12 - Аккумуляторные батареи. Источник http://oosif.ru/pa-minrybkhoza-sssr?mode=album&album_id=10439606



6. ТИНРО-2, спущенный на воду. Источник http://oosif.ru/pa-minrybkhoza-sssr?mode=album&album_id=10439606

Кабельное судно «Цна» только что вернулось в Севастополь из трудного рейса, и ее капитан Ф. Китченко, объявив понедельник выходным днем, отпустил большую часть команды по домам. По счастью, Федор Терентьевич задержался в каюте и сам снял телефонную трубку. Звонил оперативный дежурный: «Вам срочный выход в район Геленджика!»  Ночью «Цна» вышла из Севастополя. Путь неблизкий: быстрокрылая «Комета» и та летит до Геленджика часов восемь. Тем временем на «Аргусе» встречали вторые подводные сутки. Павлюченко открыл новую банку с регенерационными пластинами. Белые пластины, похожие на большие вафли, отдавая кислород, набухали, желтели. Аварийный запас пластин таял, как таяла и энергия в аккумуляторных батареях. Осветительные плафончики давно выключили. Горела лишь крохотная лампочка приборной подсветки. Ответные сигналы спасателям выстукивали молотком по запору люка. Дремали, стараясь как можно меньше двигаться (неподвижный человек меньше расходует кислорода). Провизионный бачок был набит домашними бутербродами, но есть не хотелось. Воронов вел бортовой журнал, скрупулезно отмечая все события. Аппарат поднимут. В этом никто не сомневался. И верили, что поднимут раньше, чем иссякнет последняя пластина. Лишь бы не разразился шторм... «Цна» пришла в район аварии к исходу вторых суток. Здесь уже скопилось немало судов - спасательных, поисковых, научных. Свежело. Кое-где вскидывались первые барашки. Это только на первый взгляд просто- припйднять кабель и стащить его с аппарата. Во-первых, приподнять надо так, чтобы не повредить «Аргуса». Вовторых, нащупать кабель на дне морском не так просто: чаще всего он врастает в мягкий грунт, уходит в ил... В-третьих, на карте значилось несколько кабельных ниток: под какой из них «Аргус»? Решили начать с той, что ближе к берегу. На кабельный бак - носовую площадку с огромными ролями - вышел начальник кабельной партии Николай Ефименко со своими помощниками. Волновались.  - Дерзай, Яковлевич! - подбодрил капитан «Цны» Ф. Т. Китченко,- у тебя на кабель нюх особый! Ушел за борт грапнель - кусок цепи с рогатыми звеньями. Минут через 15 прыгнула стрелка динамометра - есть зацеп! Подняли кабель. Но напрасно гидронавты «Аргуса» вглядывались в иллюминатор - стальная оплетка возле стекла даже не дрогнула. Бросили грапнель во второй раз. Снова зацеп! Радоваться, однако, не спешили: вдруг опять не то? Холмов уверяет, что он первым заметил, как стрелка глубиномера сдвинулась «на микрон». Воронов прильнул к иллюминатору: тусклый свет светильника мерк во взбаламученной воде. Кабеля не было видно. Еще боясь поверить в то, что они свободны, гидронавты молчали. Потом сверху раздалась команда на всплытие. Продули цистерну. Но «Аргус», присосанный илом, не шелохнулся. Оставалось последнее - аварийный сброс груза. Семь свинцовых кругляшей упали на грунт, и аппарат дрогнул, качнулся... Есть у гидронавтов сзоя песня (Холмов нередко поет ее под гитару): За стеклом планктон летит, как снег,- Это значит, мы идем наверх... В иллюминаторах «Аргуса» бушевала планктонная метель... Аппарат вынырнул в двух кабельтовых от правого борта «Цны». Стрелки часов показывали 4 часа 42 минуты. Когда отдраили люк, Холмов поразился красоте серого, чуть брезжащего рассвета.  Вот и все. В заключение можно добавить, что в мировой практике аварийные случаи с подводными обитаемыми аппаратами нередки. Это естественно: наука штурмует гидросферу планеты, и этим все сказано. Аппарат «Аргус» - отечественной постройки. Он прекрасно выдержал необычное испытание. Особенно хорошо показала себя система жизнеобеспечения. 44 часа 25 минут провели гидронавты в небольшом по объему отсеке. Теплозащита не дала температуре внутри аппарата упасть ниже 17° С. Главную роль в спасательной операции сыграло, конечно, кабельное судно «Цна». Говорят, в одном порту некий находчивый гид, который и слыхом не слыхал о тамбовской речке с таким названием, так перевел его своим спутникам: «Центральная научная академия». Шутка отражает долю истины. Если бы судам, как и театрам, присваивали ранг академических, «Цна» удостоилась бы его в первую очередь. Здесь подобрались подлинные мастера подводных трасс связи. Сам Федор Терентьевич - опытнейший на Черноморье капитанкабельщик. Он высоко ценит изобретательскую жилку своих подчиненных. Вот электрик по кабельным устройствам Александр Кутик. Решил придумать то, чего нет пока ни на одном кабельном судне,- устройство для механической укладки кабеля в тэнксы - трюмы. Это тяжелейшая ручная работа. Кутик подготовил уже чертежи принципиальной схемы устройства. Судовые инженеры нашли их дельными. Сейчас работают над схемой сообща. Мы сидим с Вороновым и Холмовым (Павлюченко - в Москве) внутри «Аргуса». На желтой рубке, потемневшей от черноморского сероводорода, еще виден смолистый след злополучного кабеля. Пространства внутри столько, сколько в танковой башне. К стенке ангара прикреплены поздравительные телеграммы из Москвы. Одна-за подписью заместителя директора Института океанологии: «Ваше мужественное поведение послужит примером для всех гидронавтов страны». Думаю, что не только для гидронавтов... Мерцают южные звезды. Таинственно уходят в ночную воду рельсы из ангара. Воронов и Холмов спорят о преимуществах обитаемых аппаратов перед подводными роботами. Они обсуждают новую программу - археологическую. Будут искать древний затонувший корабль-«амфороносец». Николай Черкашин

Еще один аппарат, упомянутый в фильме - это «Бентос», представляющий собой экспериментальную подводную лодку - лабораторию большого водоизмещения (500 т). Аппарат был создан в Ленинградском институте «Гипрорыбфлот», главный конструктор И. Б. Михайлов. Заказчиком было Министерство рыбного хозяйства СССР.



4. ПБЛ "Бентос-300". Было. Экипаж 12 человек, автономность 10 - 14 суток, рабочая глубина погружения 300 метров, подводная скорость 1,5 узла. Про историю плаваний этого аппарата рекомендую почитать Источник https://www.proza.ru/2016/01/14/1870 (фото взято оттуда).

«Бентос» был сделан по классической двухкорпусной схеме. Внутри легкого корпуса (окрашен белым на фото) размещен цилиндрический стальной прочный корпус, который имеет длину 18,5 метров и диаметр 4,5 метров. Он разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека.



5. Продольный разрез ПБЛ "Бентос".1- легкий корпус; 2 - прочный корпус; 3 - иллюминаторы, забортные датчики, светильники; 4 - научный отсей; 5 - наблюдательная камера; 6 - подруливающее устройство; 7 - переборка между первым и вторым отсеками; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - балластные цистерны; 10 - дизель-генератор; 11 - водолазный комплекс; 12 - кормовой якорь; 13 - маршевый двигатель; 14 - винт в поворотной насадке; 15 - сигнальные светотехнические устройства; 16 - баллоны воздуха высокого давления; 17 - шпиль с приводом из третьего отсека; 18 - электродвигатели вентиляции; 19 - вентиляционные шахты; 20 - камбуз; 21 - люк для погрузки крупногабаритных приборов; 22 - кают - кампания; 23 - аварийный буй; 24 - центральный пост управления; 25 - наблюдательно - спасательная рубка; 26 - отсек для научных приборов; 27 - задние опоры ("ноги"). Источник http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/bentos/list.htm

Наблюдения велись из носового отсека. В случае аварии экипаж в полном составе мог перейти в наблюдательно - спасательную рубку, которая могла отстыковаться от ПЛ и всплыть.



6. ПЛБ "Бентос". Стало. 2012 год. Дорога на Инкерман через хутор Дергачи, то в истоках Севастопольской бухте. Стараюсь не смотреть на это. Источник https://4044415.livejournal.com/125885.html.

Всего было выпущено 2 «Бентоса»: ПЛБ - 76 - 01 и ПЛБ - 83 - 02. ПЛБ расшифровывается как «подводная лодка буксируемая». Один из режимов эксплуатации - буксировка с судна - носителя.

Вроде бы ПЛБ - 76 - 01 будет отреставрирована и спасена:

image Click to view



А вот идентифицировать аппарат «Поиск» мне не удалось. Может знающие читатели помогут? Я так полагаю это покрашенный в желтый цвет «Спрут-1», который упоминается отдельно.



7. Самоходный водолазный подводный аппарат "Спрут - 1", он же SM-370, производства французской фирмы СОМЕХ Industrie. Имеет на борту барокамеру для размещения водолазов и "колокол" для их выхода в открытое море. Источник http://oosif.ru/podvodnyye-apparaty-ministerstva-gazovoy-promyshlennosti-sssr?mode=album&album_id=10460606

Как видим, у людей есть полный спектр аппаратов изучения глубин - самоходные и буксируемые, обитаемые и автономные, полностью изолированные и с водолазными колоколами внутри. Но этого совсем мало - Океан занимает бОльшую часть земной поверхности и только планомерное изучение и освоение его поможет раскрыть все его тайны и решить очень многие проблемы человечества. Но это не просто - Океан неохотно делиться своими тайнами и не прощает ошибок.

Спасибо за внимание!

Техника, Человек изучает Землю, Наука и техника, Морская коллекция

Previous post Next post
Up