Спасение «Силы Сибири»: за чей счет?

Jun 22, 2020 20:30

Новый газопроводный мегапроект находится на стадии проектно-изыскательских работ, сообщают в «Газпроме». «Сила Сибири - 2» должна пройти с севера Тюменской области, где сосредоточены традиционные районы добычи газа с уникальными месторождениями: Уренгоем, Медвежьим, Юбилейным и другими гигантами, - на юг, пересечь Монголию и выйти в Китай.

Со стороны Ямальского полуострова к трассе планируется подсоединить трубы с новых промыслов, включая уже введенное в эксплуатацию Бованенковское месторождение. Газа в том регионе колоссальные запасы, и проблем с наполнением новой трубы не возникнет.

В выигрыше будут и строители газопроводов, которые было приуныли после того, как «Газпром», казалось, выполнил свою программу прокладки новых магистралей и не мог предложить ничего столь же затратного, как длинный газовый коридор с Ямала до Балтики и Черного моря к пресловутым «потокам», «Сила Сибири» и практически бездействующая трасса Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Монгольский вариант вдохнул в подрядчиков новые надежды, тем более что его маршрут, если верить картам с газпромовских презентаций, пройдет не вдоль уже работающего газопровода на Алтай, а по неосвоенным территориям Восточной Сибири. Так цена вопроса будет намного выше…

Инициатором проекта стал президент Владимир Путин, который в сентябре прошлого года поручил главе «Газпрома» Алексею Миллеру проработать монгольский вариант поставок газа в Китай. По словам Миллера, компания уже готовит технико-экономическое обоснование строительства новой трассы.

Президентская инициатива возникла не в одночасье. Она основана на геополитической идее, которая предусматривает возможность переключения российских экспортных потоков газа с европейского на китайское направление и обратно. Сущность этого плана Путин обрисовал еще в сентябре 2016 года, заявив на встрече с инвесторами Дальнего Востока: «Если какие-то сложности будут возникать в Европе, мы легко будем переключать потоки на Восток».

Достижение такой цели, явно имеющей политическую окраску, дорого обойдется «Газпрому», который в первом квартале этого года начал рапортовать о значительных убытках вместо прибылей от торговли газом. Стоимость нового газотранспортного коридора с проектной мощностью 50 млрд кубометров в год и протяженностью 6700 км, из которых 2700 км пройдет по российской территории, оценить трудно, однако за основу имеет смысл взять цену похожих проектов «Газпрома». В 2008 году институт ВНИИГАЗ делал расчеты для трассы, которую проложили потом для доставки газа с Ямала к Балтийскому морю, откуда в Германию идет маршрут «Северного потока». Институт пришел к выводу, что отрезок Бованенково - Торжок длиной 2100 км обойдется компании в 92 млрд долларов.

Исходя из этого, можно уверенно предположить, что строительство «монгольского» газопровода встанет намного дороже, чем 100 млрд долларов.

Проблема, однако, не только в колоссальной стоимости проектируемого газопровода. Все предыдущие предложения российской стороны о прокладке экспортных маршрутов через Монголию сталкивались с категорическим отказом в Пекине: китайцы напрочь отвергают варианты, включающие транзит по чужой территории. Нет такого согласия и сейчас, хотя с монгольскими властями «Газпром» уже подписал меморандум о взаимопонимании по проекту.

Зачем же тогда проектировать чудовищно дорогостоящий газопровод, который совершенно точно не пойдет в Китай? Мотивация российского руководства просматривается в трудностях, с которыми столкнулся уже осуществляемый газотранспортный проект - так называемая «Сила Сибири».

Контракт на экспорт в Китай газа по «Силе Сибири» был подписан в Шанхае в мае 2014 года. Он предусматривает ежегодную поставку 38 млрд кубометров, и источником этого газа определены месторождения Чаянда в Якутии и Ковыкта в Иркутской области. «Газпром» рассчитывал, что добыча на Чаянде составит до 25 млрд кубометров в год, а остальное поступит с Ковыкты, которую соединят с Чаяндой газопроводом длиной 800 км. С учетом потенциала более мелких месторождений в том же регионе газпромовцы заявляли, что в будущем будут способны направлять по этому маршруту в Китай более 60 млрд кубометров в год. Источники в Пекине подтверждают, что на проектную мощность в 38 млрд кубометров «Сила Сибири» выйдет в 2025 году - иначе «Газпрому» придется платить китайцам огромную неустойку.

Более того, по итогам российско-китайских переговоров на высшем уровне в апреле 2019 года Москва пообещала увеличить годовой объем поставок по этому маршруту еще на 6 млрд кубометров.

К осени 2019 года, однако, выяснилось, что добычной потенциал Чаянды и Ковыкты не соответствует заявленным цифрам. Заместитель главы газпромовского департамента, отвечающего за добычу, Андрей Филиппов признал в беседе с инженерами-буровиками, что решение срочно заключить с китайцами контракт принималось лично Миллером на «совещании в очень узком кругу», несмотря на то, что геологоразведка на Чаянде и Ковыкте была не завершена, а размеры извлекаемых запасов - далеки от подтверждения. По его словам, Миллер мотивировал свою позицию тем, что в Китай со своим сжиженным природным газом могли якобы раньше русских прийти американцы.

Расчеты провалились.

Сжиженный газ - и не только американский - в Китай все-таки пришел, и китайцы наращивают его импорт из разных источников по всему глобусу. Что же касается «Силы Сибири», то этот маршрут так и остался для них чем-то вроде запасного, на тот случай, если военно-политическая обстановка в Тихом океане помешает доставкам СПГ в нужных объемах.

А окупаемость «Силы Сибири», если верить разработанному в проектных центрах «Газпрома» обоснованию инвестиций в амбициозный газопровод, не наступит и через 30 лет после начала его эксплуатации.

Теперь России надо выполнять условия шанхайского контракта, подписанного с помпой в присутствии Путина и Си Цзиньпина, но нужных запасов газа в Чаянде и Ковыкте попросту нет, как показала доразведка месторождений. Выходом из щекотливого положения и стала идея новой трассы из Арктики, а ссылка на монгольский транзит, неприемлемый для китайцев, выглядит как маскировка истинного предназначения нового проекта, то есть дополнительной поставки газа в «Силу Сибири». Ямальский газ пойдет на самом деле через Иркутск в сторону Ковыкты, а оттуда через Чаянду в трассу первоначальной «Силы Сибири», чтобы выполнить обещанное Китаю.

Обедневшему «Газпрому» непросто найти деньги для финансирования еще одного колоссального и не окупаемого проекта, особенно на фоне беспрецедентно низких газовых цен на мировых рынках. В выигрыше по традиции останутся только близкие к Кремлю подрядчики, которые поставляют трубы и прокладывают магистральные газопроводы.

Не исключено, что эти расходы станут последним вздохом гиганта перед банкротством и распадом на составляющие: газотранспортную компанию под контролем государства, несколько добывающих компаний в разных регионах и фирмы по реализации газа потребителям. О реформе такого рода в отрасли говорят уже не первое десятилетие.
Михаил Крутихин - партнер RusEnergy

жизнеописание_замечательных_манагеров, экономика, бизнес

Previous post Next post
Up