500 лет Реформации

Oct 31, 2017 23:20


Столетие важной для нас Октябрьской революции, она же - Октябрьский вооружённый переворот - в масштабах Европы и мира не главный юбилей 2017 года. Немецкий богослов Мартин Лютер 31 октября 1517 года, ровно 500 лет назад, совершил одно из важнейших деяний в истории европейской цивилизации. Публикация его "95 тезисов" запустила процесс, после которого мир уже не был прежним: Реформацию.

Хотя "оппозиционные" течения в христианстве существовали давно (из доживших до нашего времени можно вспомнить чешских гуситов и итало-французских вальденсов), фактически ровно 500 лет назад был по-настоящему основан протестантизм. Начался процесс коренного перелома не только в западном христианстве, но и самых глобальных устоях общества и государства.

История о том, как Мартин Лютер в этот день прибил свои тезисы к двери виттенбергской церкви - скорее всего, всё-таки легенда. Но он, как минимум, отправил данный документ архиепископу Майнцскому. Последней каплей терпения Лютера стало введение 18 октября 1517 года широкой продажи индульгенций. Впрочем, индульгенции были только последней каплей. Неудобных вопросов к католической церкви у Лютера накопилось гораздо больше. Чуть менее двух лет спустя произойдет Лейпцигский диспут, после выступления Лютера на котором процесс будет уже не остановить. На Вормском рейхстаге Лютер скажет: "Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума - ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу - совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне."

Реформация оприведет к формированию первой системы международных отношений, рождением государств и наций в современном понимании. Из 31 октября 1517 года растут светские государства Старого Света, обширная колонизация, гегемония гуманизма, разложение феодального строя и зарождение капитализма, колоссальные экономические преобразования, и многие-многие другие вещи. Включая банальные - вроде резкого увеличения числа грамотных людей, поскольку протестантизм часто вменял в обязанность личное чтение Библии (что средневековому католику не полагалось - слушай проповедь).

Как экономисту мне больше всего интересны экономические последствия Реформации.

"Дух" капитализма систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии, представление о профессиональном долге. Это такой строй мышления, который, хотя бы во время работы, исключает неизменный вопрос: как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок, - такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, "призванием".

Такое отношение к труду не может возникнуть как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом.

"Традиционалистский" строй мышления - человек "по своей природе" - ленивая тварь, которая не склонна зарабатывать деньги. В основе подобного хозяйства лежало стремление сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный рабочий день, традиционное ведение дел, традиционные отношения с рабочими и традиционный, по существу, круг клиентов, а также традиционные методы в привлечении покупателей и в сбыте - все это, как мы полагаем, определяло "этос" предпринимателей данного круга.

Концепция призвания у Лютера: выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. С точки зрения Лютера, монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему. Отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями сочеталось у Лютера с проповедью послушания властям и примирением со своим местом в мире.
Мы не «спасены, потому, что делаем добрые дела», а наоборот - делаем добрые дела, потому что спасены.

У пуритан этот тезис получил дальнейшее развитие:

  • морального осуждения достойны довольство достигнутым, бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к "святой жизни".

  • лишь деятельность служит приумножению славы Господней, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени: на светские развлечения, "пустую болтовню", роскошь, даже на превышающий необходимое время сон.

  • когда они отдыхают: созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его воли в рамках своей профессии. К тому же для занятий такого рода существует воскресенье. Люди, бездеятельные в своей профессии, не находят времени и для Бога, когда приходит час Его.

  • труд: необходимость упорного, постоянного физического или умственного труда. Труд - лучшая мера против всех искушений "нечистой жизнью". Труд - поставленная Богом цель всей жизни человека. Богатство не освобождает от необходимости трудиться. Нежелание работать - симптом отсутствия Божьей благодати.

  • профессия: провидение Господне дало каждому профессию, на стезе которой должен трудиться; это профессиональное призвание здесь не судьба, с которой надо примириться и которой надо покорно следовать, а требование Бога к каждому человеку трудиться к славе Его.

Не труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу.

  • не отвергается перемена профессии, если только это не совершается легкомысленно, а проистекает из желания заняться более угодной Богу, что означает - более полезной деятельностью. Полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую производимые в ее рамках блага имеют для "всего общества"; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее "доходность". Ибо если Бог, представляет кому-нибудь из своих избранников какой-либо шанс для извлечения прибыли, то верующий христианин должен следовать этому указанию и использовать предоставленную ему возможность.

  • желание быть бедным было бы равносильно желанию быть больным и достойно осуждения, т.к. наносит ущерб славе Божьей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать - это грех бездеятельности.

Лучший "документ" "духа" капитализма - философия Бенджамина Франклина:

    • "Помни, что время - деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен - если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов".

    • "Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги... Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов".

    • "Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны... Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек".

    • "Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется".

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью - все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Деловитость человека, следующего своему призванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.

Влияние на сферу современной предпринимательской деятельности

Протестантская трудовая этика имеет библейские корни. Поэтому в ней:

  • Запрещена задержка заработной платы - «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13).

  • Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчинёнными - «не господствуй над ним с жестокостью» (Лев. 25:43).

  • По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения - «приобретение сокровища лживым языком - мимолётное дуновение ищущих смерти» (Прит. 21:6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Лев. 19:35-36), «не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, … чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Втор. 25:13-16), «мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро» (Прит. 20:23).

  • Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели

Про дальние последствия Реформации хорошо написал мой френд Андрей Илларионов https://aillarionov.livejournal.com/1024239.html . В его исследовании, правда, есть некоторые недостатки - прочие православные государства представлены только Грецией, анализ ограничивается только Европой, но общая мысль высказана верно - протестантизм благоприятствует экономической активности.

история, экономика, забугорье, налоги

Previous post Next post
Up