Aug 22, 2013 12:01
Информационные ленты сообщают о разнонаправленных процессах на медиарынке. Часть проектов, даже имеющих многолетнюю историю, рушится, а часть идет в гору. Можно, конечно, привести известную маркетинговую теорию о том, что любой товар на рынке имеет свой жизненный цикл: рождение, расцвет в апогее, падение и смерть. Но за каждым таким процессом стоят судьбы брендов и людей, а иногда и человеческие трагедии. Именно поэтому так важно анализировать поражения и успехи издательских проектов. Приведу только несколько из последних примеров.
Media-Media.ru написал о том, что American Medical Association с сентября закроет издание American Medical News, имеющее 55-летнюю историю. Причем перестанет выходить как печатный журнал, так и его электронная версия. Причина - неэффективность бизнес-модели проекта, ориентированной на рекламу в печатном издании (в прошлом году рекламные доходы с печатной рекламы упали на 8,7 млн. долл.), и как следствие - отсутствие необходимых средств. Здесь диагноз прост: перепроизводство медицинских специализированных изданий и кризис рекламоцентричной модели издательского бизнеса.
Похожие причины привели к закрытию специализированного искусствоведческого издания в России. 14 августа сотрудники редакции журнала «Артхроника» получили предложение уволиться по собственному желанию, сообщило интернет-издание Colta.ru. Этот журнал о современном искусстве выходил с 1999 года 6 раз в год тиражом 40 тысяч экземпляров, и причиной закрытия стали опять-таки финансовые проблемы, связанные с сокращением рекламных доходов и резкое падение тиража, востребованного рынком. В данном случае мы наблюдаем отрицательную динамику спроса у потребителя, которому данный издательский продукт стал неинтересен. Т.е. издание переживает естественную «смерть» в точном соответствии с теорией жизненного цикла товара.
Аналогичный диагноз можно поставить и старейшей городской одесской газете «Юг» (бывшее «Большевистское знамя» и «Знамя коммунизма»). И в этом случае 75-летняя газета обанкротилась потому, что иссякли последние источники финансирования, позволявшие изданию держаться на плаву последнее время. Я бы к этому добавил, что издание, имевшее богатую коммунистическую историю, видимо, финансировалось из специсточников и не имело соответствующей рыночной востребованности. И дело здесь даже не в коммунистическом прошлом! «МК» и «КП», к примеру, смогли перестроиться и получить второе, третье и т.д. дыхание. В последнем случае, согласно маркетинговой теории, кривая жизненного цикла товара приобрела форму гребешковой кривой.
Одновременно появляются сообщения и об успешных проектах. Так, квартальная прибыль Time Warner Inc., владеющей газетами Time, People, Sports Illustrated, выросла на 87% (vestifinance.ru). Информационно-аналитический интернет-ресурс Qwartz, запущенный всего около года назад, уже догнал по трафику авторитетный The Economist и вплотную приблизился к Financial Times (Media-Media.ru). Владелец Amazon.com Джеффри Безос приобрёл одного из «флагманов американской журналистики» газету The Washungton Post и планирует вывести её из кризиса (ИТАР-ТАСС). Наконец, продажи печатных комиксов в США выросли за первое полугодие 2013 года на 10%, несмотря на конкуренцию цифровых изданий этого жанра (Pro-books.ru).
В российских сегментах рынка прессы мы также имеем разнонаправленные тенденции. Итоги последней подписной кампании показали рост подписных тиражей у большой группы печатных СМИ и одновременное падение подписки у значительной части изданий.
В отличие от западного медиарынка в России имеется ещё один серьезный негативный фактор - это перепроизводство печатной продукции, и поэтому сейчас рынок приводит в соответствие со спросом населения число выходящих газет и журналов.
Рецепт для издателей банально прост: строить свой бизнес исключительно на спросе населения, изучать его динамику, вовремя закрывать изжившие себя проекты и создавать новые.
В своё время Лев Толстой писал о том, что писатель, который может сам себя вычёркивать и сокращать, далеко пойдёт. Это положение в полной мере можно отнести к издательскому делу. Закрыть собственный проект и открыть правильный новый надо уметь. Не умеешь - меняй профессию.
медиарынок,
издатели,
печатные СМИ