Я уже высказывался в своём блоге в поддержку Валентины Матвиенко, ещё до её избрания спикером верхней палаты, как сильной политической фигуры на шахматной доске современной России. Не все меня поняли, ставя ей в вину текущие проблемы Санкт-Петербурга. Хотя в этих позициях есть много правды. Но очень показателен рынок СМИ Питера до, во время и после эпохи Валентины Ивановны.
Очень интересная публикация «Кому принадлежат петербургские СМИ» в журнале «Город-812» (
http://www.online812.ru/2011/09/20/006/) многое об этом сказала. В частности, что Матвиенко приняла город с откровенно оппозиционными Смольному СМИ и что «…хотя сейчас в городе нет СМИ с массовой аудиторией, которые бы находились в жёсткой оппозиции к Смольному (как это было в 2002-2003 годах), у Смольного нет и собственных массовых СМИ».
Действительно, массовых оппозиционных СМИ у Смольного сейчас нет. Интересно, почему? Может быть, в этом заключалось искусство управления информационным полем Северной столицы? Во всяком случае, вместо откровенно оппозиционных СМИ у власти появилось много других лояльных медиаресурсов. «Формально список СМИ, подконтрольных Смольному сейчас, гораздо больше, чем в 2003 году, - отмечает автор публикации. - Издательский дом «Курьер-медиа», издающий газеты «Петровский курьер». «Санкт-Петербургский курьер» и ряд районных СМИ, подконтролен вице-губернатору Осеевскому. Свои СМИ есть у вице-губернатора Филимонова, но они имеют специфический строительный характер. Это не считая официального издания Смольного - газеты «Петербургский дневник» и смольнинского кабельного телеканала «Санкт-Петербург».
В целом же на рынке СМИ Санкт-Петербурга за время правления Матвиенко произошли серьёзные тектонические перемены. Это укрупнение медиаактивов и их безусловная ориентация на Кремль, т.е. СМИ в Питере успешно вписались в российскую вертикаль власти. Нынешний губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко имеет в основе следующий расклад сил на информационном поле: друг Путина банкир Ковальчук ( Пятый канал, а также РЕН- ТВ и «Известия»), ещё один приятель премьера - Олег Руднов (Балтийская медиа-группа), Эдуард Райкин (директор ОРТ по СПб) и ряд других промосковских питерцев, которые все вместе и обеспечили изменение конфигурации информационного поля города. А тут и Пятый канал, столь популярный в Питере, успешно вышел на федеральный уровень и стал играть по новым канонам, выживая из своей сетки все неблагонадёжные программы вместе с их ведущими. Остались, конечно, блогосфера и интернет-издания, но их роль в питерском обществе малозаметна, широким массам неизвестна и для власти не важна. Информационная среда в городе стала более стабильной и предсказуемой. Что будет дальше? Будет всё то же. Стабильность и предсказуемость. Поэтому СМИ, устаканившиеся за последние годы, таковыми и останутся. А вымывать их с информационного поля будет экономический кризис и стремительно меняющийся спрос населения.