Nov 21, 2017 14:51
В октябре в Берлине проходила выставка IFRA / DCX, в ходе которой известные издатели, эксперты медиарынка делились своими мыслями о глобальных тенденциях его развития.
Как рассказал своим читателям сайт «Твой бро», одной из тем обсуждения по традиции были слухи о смерти печатных СМИ. Так, Майкл Голден из The New York Times (1 миллионом подписчиков печатной версии и более 2 миллионов цифровой), констатировал: «Читатель остался с печатными изданиями, потому что они дают иной, нежели цифровые носители, опыт. Опыт, который читатель ценит. Я верю, что перед нами впереди еще много лет в печатных носителях». Более того, по итогам 2016 года тиражи печатных СМИ перестали сокращаться, а продажи стали расти сразу в трех крупнейших странах Европы - в Великобритании, Франции и Германии, издатели прессы возвращают веру в свой продукт читателей и рекламодателей. Сегодня «внимание читателя - устаревшая валюта, а доверие - актуальная».
Другой актуальной темой в Берлине была борьбы с дуополией, т.е. с Facebook и Google. Об этом говорил, в частности Стив Демпси из Independent News & Media (200 газет, 130 радиостанций и более 100 коммерческих сайтов в 22 странах на 4 континентах), который отметил, что этим двум компаниям принадлежит две трети глобального роста рынка рекламы. С ним согласен и Матиас Дёпфнер, председатель и глава немецкого подразделения Axel Springer (Die Welt, Bild, Business Insider и еще 150 журналов и газет во многих странах мира), отметивший, что на Google и Facebook приходится практически весь рост рекламного рынка. Европейские издатели жалуются на эти американские компании из-за закрытости алгоритмов, непонятного ценообразования, нарушения авторских прав и готовы объединиться, чтобы «дать решительный бой Цукербергу и Брину с Пейджем». С другой стороны, часть издателей видят в дуополии позитив, т.к. она дает стимул для изменения рынка в лучшую для потребителя сторону.
Говорили на форуме и о молодежи. Тед Янг, редактор английской Metro опроверг мнение о молодых людях как противниках печатных СМИ. Он утверждал, что 44 % читателей его газеты - именно миллениалы, то есть родившиеся в 1981- 2000 гг. Эксперты выступали и против еще одного мифа - о превосходстве цифровых медиа над печатными, ссылаясь при этом на исследования, показывающие, что лушие результаты дает распределение рекламного бюджета между «цифрой» и «бумагой».
Еще одна проблема, которую обсуждали участники выставки, - это фальшивые новости (fake news) и агрессивный контент, рядом с которыми размещается реклама. В этой связи было отмечено появление нового термина - ad fraud, или «рекламное мошенничество», когда реклама размещается на сайтах, не способных дать позитивный результат, но показывающих хорошую отчетность. Американцы подсчитали, что такое мошенничество в 2016 году обошлось в 12,5 млрд долларов, а в 2017-м может обойтись уже в 16,4 млрд. Это говорит о том, что Ad Fraud стоит на первом месте среди всех видов киберпреступлений. В этой ситуации мировые онлайн-ресурсы стали активно рекламировать себя как безопасные, а рекламодатели, чтобы минимизировать угрозу ad fraud стараются размещать рекламу не где попало, а на безопасных с их точки зрения ресурсах, и речь уже идет о создании единого реестра таких сайтов.
Что для российского медиарынка важно во всей этой дискуссии? Важно то, что в трех ведущих европейских странах начался рост потребления печатных СМИ, равно как и книжной продукции. Меня особенно впечатлила фраза о том, что внимание читателей, т.е. просмотр рекламы в интернет-ресурсах, - это уже не главное в политике рекламодателей. А главное - это доверие читателей к инфомации, чем и отличаются бумажные СМИ от цифровых ресурсов, изобилующих фейками.
И наконец, чрезвычайно важная мысль, открыто прозвучавшая на этом форуме, - о применении рекламного мошенничества, т.е. искусства накручивания просмотров рекламы на сайтах и в социальных сетях. У нас этого тоже хватает. В печатных СМИ накрутить тиражность тоже можно, но всё это стоит несоизмеримых денег и поэтому используется всё меньше.
Главная тенденция на рынке СМИ - это исключительно большее доверие к бумажному контенту, чем к цифровому. Поэтому выход очевиден: это симбиоз цифры и бумаги, который должны осуществлять не случайные люди, а профессиональные журналисты, входящие в современные редакционные коллективы, как это мы наблюдаем в «Комсомолке», «Коммерсанте», в издательском доме Шкулёва. Не случайно на днях «Российская газета» выпустила видеоролик, разъясняющий читателям, где надо искать правдивую информацию.
В конечном счёте, репутация дороже денег, а у бумажных СМИ она значительно выше, чем у носителей интернет-фейков.
ifra / dcx,
цифровые СМИ,
fake news,
ad fraud,
печатные СМИ,
реклама