Jul 28, 2015 13:46
Нашему президенту пишут много. С четкой периодичностью готовит послания Минкин в «МК», пишут также врачи, учителя, пенсионеры… Предприниматели прибегают к эпистолярному жанру, как правило, в чрезвычайных ситуациях, когда припекает. Но вот чтобы деятели культуры выступили против ликвидации частного бизнеса в медиасфере, этого я не припоминаю. Но вот случилось. Группа известных и близких к власти деятелей культуры - Иосиф Кобзон, Стас Михайлов, Григорий Лепс, Филипп Киркоров, Тимати, Николай Расторгуев, Анна Нетребко и другие - обратились к Путину В.В. с просьбой не допустить приобретения «Русской медиагруппы» государством.
Опасения творческих работников можно понять. Частный бизнес, в данном случае - деятельность радиостанций, это всегда в значительной степени творческая свобода. Передача пяти радиостанций «Госконцерту» - это большая угроза свободе творчества и медиабизнесу. Называя вещи своими именами, надо признать, что в данном случае есть угроза деприватизации в сфере медийного и музыкального дела.
Но угроза деприватизации, к сожалению, проявляется и в других сферах, в том числе и на рынке печатных СМИ. Как известно, во времена СССР монопольное право на распространение прессы принадлежало Центральному рознично-подписному агентству «Союзпечать». В 1994 году советский монополист «Союзпечать» был акционирован, превратившись в ОАО, частными стали его региональные отделения. Чуть раньше, в 1993 году группой энтузиастов-специалистов было образовано «Агентство подписки и розницы» (АПР), которое провело во многом революционные реформы в сфере подписки в РФ. Монополизм на подписном рынке начал разрушаться, и к концу 90-х годов в России существовало уже около десятка подписных агентств, в дальнейшем их количество значительно возросло.
И вот в наши дни в некоторых руководящих кругах родилась идея вернуть госмонополию на рынке подписки через создание подписного агентства под эгидой «Почты России». Механизм очень похож на деприватизацию РМГ.
В Москве решили пойти похожим путём на рынке розничных продаж прессы и создать городское казенное предприятие «Мосгорпечать». В перспективе вместо двух десятков операторов рынка прессы будет одна госструктура, столь же неповоротливая и неэффективная, как и предприятия советской эпохи.
Следуя этой логике, надо возвращаться к плановому хозяйству, возрождать Госплан, совхозы и колхозы и возвращать в страну дефицит товаров и продуктов, нищету и полуголодное существование населения.
Авторы курса на деприватизацию исповедуют старорежимную идеологию о том, что госуправление обеспечит счастьем население. Всё это очень печально, так как в результате деприватизации могут быть потеряны блага в различных сферах, которые приобрела Россия в постсоветский период.
Не знаю, как откликнется президент РФ на обращение деятелей культуры, но у меня есть опасение, что РМГ обречена. И знаете, почему? Потому что наша бюрократия даже прямые поручения президента выполняет плохо или не выполняет вообще.
За последний год В.В.Путин дал четыре публичных поручения правительству в части помощи медиаотрасли - в сфере снижения цен на полиграфическую бумагу, возврата госсубсидий на подписку, поддержки киосков прессы и др. И ни одно из них не выполняется. Правительственная бюрократия замалчивает данные поручения и спускает их на тормозах.
Я бы очень хотел, чтобы деятелям культуры удалось отстоять РМГ как частный бизнес. Но мне также очень хотелось бы, чтобы правительство выполнило поручения президента по поддержке отрасли печатных СМИ. Но шансов на реализацию всех этих надежд, видимо, очень мало.
РМГ,
деприватизация,
медиаотрасль