О "Дятле".

Nov 13, 2017 14:29

image Click to view



О «Дятле».

8 ноября в Нижневартовске прошла читка пьесы Алексея Житковского «Дятел», вошедшая в ТОП-10 всероссийского конкурса "Кульминация". В небольшом зале был аншлаг. Это была не в чистом виде читка, были элементы сценической игры и постановки, что, конечно же, усилило представление, сделав его чуть ли не готовым спектаклем. Играли актеры местных театров.

Сюжет пьесы таков. Молодой перспективный специалист на нефтяном предприятии пережил некий инсайт после того, как услышал пение дятла. После этого с ним что-то происходит, он становится как-будто иной, какой-то задумчиво мечтательный, порою просто неадекватный, это, конечно же, не может не отражаться ни на его работе, ни на его семье. Помимо хорошей работы у Александра (так зовут главного героя) молодая жена и маленький ребенок, своя квартира. В целом, очень счастливый и благополучный мир. Его начальник - это его институтский друг, который готов выгораживать его в сложных ситуациях. Но Александр с каким-то невероятным глупым упрямством разрушает весь тот прекрасный мир, в котором до этого жил.

То, что происходит с Александром можно охарактеризовать, как экзистенциальный кризис. В определенный момент своей жизни человек вдруг понимает, что все что у него было и есть - это не настоящее, он вдруг перестает понимать цель и смысл своего существования. Известный британский теолог, по первому образованию тоже, кстати, как и главный герой пьесы, ученый-химик, Алистер Макграф говорит, что главное, что отличает человека от животных - это потребность в смысле. Н.А. Бердяев говорит, что человек больше всего боится не страданий или боли, больше всего человек боится скуки и тоски. Это и есть настоящий ад. И человек готов пойти на самые страшные муки, ишь бы только избежать пустоты и бессмыслицы.

Но что делать, если ты вдруг обнаруживаешь, что окружающий тебя мир - это пустота и бессмыслица? У героя происходит это осознание, происходит своеобразный инсайт, который переворачивает его мир. Он начинает неадекватно вести себя дома и на работе. Ставит под угрозу свою личную жизнь и карьеру, превращается в какого-то неотмирного романтика. И что же тут можно сделать? Конечно, самое лучшее - это обретение подлинного смысла и цели, но в жизни, как мы видим так просто это не происходит, как правило, это всегда поиск, напряженный и болезненный.

Часто человек, не найдя положительного исхода из этого кризиса, всю свою энергию направляет на разрушение прежнего мира, на его полную деконструкцию. Чем-то это напоминает модернизм, как художественное течение в музыке, живописи, искусстве. Происходит ломка всех прежних форм, потому что они кажутся пустыми и ненастоящими. Ломая форму, человек пытается пробиться к какой-то подлинной реальности, которая скрыта за всей это внешней красотой и гармонией. Порою человек полагает, что даже бесформенный хаос лучше, чем лживая и пустая оболочка мира, в которой он оказался. Примерно тоже самое начинает делать Александр, он теряет работу, домогается жены начальника на корпоративе, ведет себя асоциально в общественных местах, в результате чего попадает в психиатрическую клинику. Такой поведенческий модернизм, за которым скрыта боль и тоска по чему-то новому и лучшему. Таким образом, последовательно разрушая реальность вокруг себя, герой пробивает дорогу к подлинному смыслу и правде.

Пьеса позиционируется как комедия, там и в правду есть смешные моменты, но общее впечатление, конечно же, несколько грустное, хоть и с проблесками света. Помимо всего вышесказанного данная пьеса является еще довольно жесткой сатирой на современную реальность. В ней высмеивается мир современного российского обывателя. Мир, из которого сбегает Александр, по сути - вершина мечты среднего россиянина, жителя Нижневартовска, в частности. Хорошая должность в нефтяной кампании, молодая жена, ребенок, квартира. Ну разве это не предел мечтаний очень многих?

Автор позволяет в сатиристическом ключе посмотреть на две главные ценности россиянина: семья и работа. Прежде всего, это, конечно, семья. Большинство вам скажет, что семья - это самое главное в жизни, что это есть главный цель и смысл. В социальных сетях часто основный контент странички пользователя - это бесчисленные фото влюбленных парочек, сотни фото розовых младенцев со статусами вроде «семья - самое главное» и пр. Это и понятно, для нашей страны, в которой за 20 век были разрушены все общественные институты и формы самоорганизации людей, семья осталась последним прибежищем, последнем пространством, в которое можно верить, и в которое можно вкладываться. Просто дальше идти некуда, больше как бы ничего и нет. Но Александр видит, что и это фейк, что и это что-то не настоящее. Хотя он и любит сына, страдает от разлуки с ним, но и этот фактор не останавливает его от последовательного разрушения своего мира. Оказывается, что ни семья, ни любимый ребенок, не могут стать подлинным смыслом и целью существования.

В пьесе высмеивается и пространство работы так называемого русского мидл-класса, успешных мужчин и женщин, которые смогли пробиться в нефтяную кампанию и даже закрепиться там на какой-то руководящей должности. Но мы видим, что наш герой занимается не тем, что ему нравится и хочется, а тем, что приносит деньги, что нередко бываети со многими остальными, кто сидит на хороших должностях в хороших кампаниях. Напряженная работа перемежается с тим-билдингами, которые становятся неким апофеозом безвкусицы и пошлости. За внешним блеском и европейским лоском скрывается узость, грубость и пошлость «успешных людей». И вот этот мир, который представлен напряженный работой, чередующейся с пьяными тим-билдингами, семьей, во взятой в ипотеку квартирой и машиной в кредит, вот этот весь мир вдруг начинает колебаться из-за пения дятла, начинает колебаться в уме одного из тех, кто был когда-то интегральной частью этого мира.

Также в пьесе изображается ксенофобия, так свойственная современному населению. Прапорщик в армии проводит обучения, рассказывая, что все иностранцы «пид….сы», «х…….сы» и пр. Какие все они там на Западе гнилые, слабые и бездуховные мы любим периодически друг другу пересказывать, по всей видимости, через это как-то самоутверждаясь, пытаясь побороть национальные комплексы, засевшие где-то очень глубоко. Два протестанта, которые вызывают скорую помощь для бомжа, которым стал Александр, тоже вызывают отрицательные реакции: «нехристи». Что звучит, конечно, комично, потому что протестанты являются верующими во Христа людьми, тогда как рядовой обыватель кроме младенческого крещения ничего христианского в своей жизни, как правило, не имеет. Тем не менее, все неправославные, то есть кто-то, кто отличается от чего-то привычного, те сектанты и нехристи.

В конце герой умирает в скорой помощи, опустившись на самое социальное дно. Но в конце жизни он как-будто бы обретает смысл. Это любовь. Это что-то высоко, это то, что должно потом воскреснуть и он устремляется туда. Я тут сразу вспомнил любимую строчку священника Александра Шмемана, которая принадлежит католическому священнику Леону Блуа. «Все там, все иное, счастье только в ветке, качающейся на фоне неба». Человек, которого как-то коснулась иная реальность, иной мир, уже не может быть прежним, не изменив самому себе. Путь, который открывается при этом, не редко трагичен, но зато он подлинный и настоящий, а это самое главное для человека, если он хочет быть человеком, если он хочет по-настоящему жить, в реальном мире, а не в мире подделок и суррогатов.

жизнь, искусство

Previous post
Up