Имя им легион

Oct 27, 2017 00:29





В Евангелии Иисус наряду с исцелениями постоянно изгоняет нечистых духов. В Ветхом Завете мы не встречаем такого сильного экзорциста, как Христос. Думаю, это очень важно для понимания сути духовной жизни и различных процессов в ней. Откровение Божие говорит нам, что зло - это не просто плохие поступки, какие-то трагические явления, и это даже не просто отсутствие добра, как потом будут писать некоторые христианские авторы. Зло - это конкретная реальность, духовная реальность, которая может овладевать человеком. Конечно, мы должны уходить от суеверных языческих представлений о чертиках, сидящих на левом плече и нашептывающих плохие советы. Но мы должны понимать, что зло имеет выражение в том числе и в неких духах, природу и сущность которых мы не знаем, нам трудно это как-то рационально объяснить и разложить по полочкам, но эти духи, духи зла - некоторая объективная реальность. Существуют какие-то духовные силы в неком метафизическом пространстве, которые способны овладевать человеком и обусловливать его поступки, даже напрямую их направлять.



Приход на землю Бога, Его Царства связан с очищением от зла, с освобождением от него. Христос, как воплощение Бога, Света и Духа, незамедлительно вступает в конфронтацию в духами тьмы. Но если в Ветхом Завете зло, как правило, отождествлялось с человеком, с злым, с грешником, и единственный способом избавиться от зла было избавиться от самого носителя этого зла, конкретного человека, то в Новом Завете мы видим, что открывается новая реальность. В Иисусе является сила, которая может освободить человека от зла, исцелить его от власти тьмы, что раньше было невозможно. Это сила Божьей любви, которая открывается во Христе. Появилась вакцина от зла - это любовь Божья, воплощенная во Христе.
Конечно, это одержимость далеко не всегда выражается так активно и ярко, как это показано в Евангелии. Очень часто человек, одержимый каким-то духом, этого не осознает. Как не осознают все окружающие его люди, хотя и могут на себе испытывать последствия этой одержимости. Человек может быть заражен духом обиды, раздражительности, стяжательства, блуда, чего угодно. И тут очень часто не помогут ни какие увещевания и наставления. Даже если человек сам осознает свою одержимость, то этого порою бывает мало. Нужна сила со стороны, нужен человек, через которого сила Божьей благодати прогонит беса, но при этом самому экзорцисту может очень даже достаться, пусть не физически, но морально уж точно.

Конечно, тут имеют значение и различные религиозные и эзотерические практики, которые так популярны сегодня. Различные маги, гадалки, экстрасенсы. Конечно, среди этих товарищей много шарлатанов, но, думаю, что есть и настоящие маги, имеющие общение с какими-то силами. И это-то особенно опасно. Наличие этих сил - объективная реальность и человеку очень трудно с ними совладать. Тем более трудно определить, где из них нейтральные силы, а где откровенно духи тьмы. Поэтому из пастырских мотивов Писание запрещает иметь какое-то дело со всеми этими метафизическими реальностями.

Я лично знаю не одного человека, кто переживал серьезные последствия увлечения различными духовными практиками. Люди переживали неприятные, а порою и очень тяжелые последствия, как на духовном, так на душевном и даже физическом уровнях. Недаром в ранней церкви, когда желающие креститься проходили длительную подготовку, оглашение, перед крещением, частью этой подготовки было чтение специальных заклинательных молитв - экзорцизмов над оглашаемыми.   
Вообще, все христиане, как и Христос, призваны быть экзорцистами в этом мире. В этом мире полном зла, одержимым злом. Когда христианин оказывается в том или  ином пространстве, и если в этом пространстве есть зло, то важно понимать, что он не может оставаться нейтральным по отношению к этому злу. Да и зло нейтральным по отношению к христианину никогда не будет. Христианин призван изгнать всякий злой дух, помочь людям, одержимым тем или иным духом. И далеко не всегда это нужно делать какими-то словами или даже молитвами. Не редко само присутствие христианина, не молчаливое и пассивное, а активное и включенное в ситуацию присутствие может быть настоящим экзорцизмом, может освобождать людей от тех или иных духов.

Важно понимать, что за злом, грехом, страстью всегда стоит какая-то духовная реальность, какой-то дух. И что важно, этот дух может овладевать не только конкретными людьми, но и группами людей, народом. Мы видим это в истории со свиньями, когда бесы вселились в стадо свиней. Юнг рассказывал, что двенадцатилетней период правления нацистов он называл одержимостью всего немецкого народа, и проводил сеансы избавления от этой одержимости. И для этого, прежде всего, необходимо было покаяние, признание своей ответственности за то, что происходило в стране.
Тем более это касается нашей страны, которая пережила 1917 год и 70 лет безбожной власти. Недаром гениальный пророк и мистик Ф.М. Достоевский свой пророческий роман, в котором очень  точно предсказал духовную суть революционных событий, назвал «Бесы». В 1917 году «генисаретские бесы» вселились не в стадо свиней, а в весь русский народ. И его понесло в бездну, в настоящую бездну, в которой погибли миллионы. В 1991 году Союз рухнул, но ушли ли все бесы, был ли совершен экзорцизм и изгнание духов тьмы? Как мы видим, по тому, что сейчас происходит в стране, на это можно ответить только отрицательно. Потому что сами по себе бесы не уходят. СССР рухнул в силу объективных причин, потому что это было государство, недееспособное политически, экономически, морально, так как основано было на зле. Но, как мы видим из Евангелия, бесы сами по себе не уходят. Нужна или воля самого бесноватого или, если он не в состоянии что-то предпринять сам, то воля его близких, кто может привести его к ногам Иисуса.   
Вот в таком экзорцизме нуждается наша страна, наша общество, наша церковь. Да, даже церковь. Церковь с маленькой буквы тоже вполне может стать вместилищем бесов, и будет нуждаться в исцелении. Дом Божий вполне может стать «вертепом разбойников». И мы видим, что русская церковь стала таким вместилищем, пойдя в лице митрополита Сергия Старогородского на сотрудничество с безбожными властями. Среди духовенства много было не то что доносчиков, но  прямых сотрудников госслужб, которые изнутри разрушали церковь, помогали использовать ее как инструмент для интересов советского государства.
Поэтому сейчас всему обществу нужен экзорцизм как на индивидуальном, так и на национальном уровнях. Совершить его может только Христос, но сделать он сможет только через своих учеников, потому что именно так Он сейчас присутствует в этом мире. Прежде всего, бесы должны быть изгнаны из самой церкви, после их можно гнать из самого общества. Но опять таки важно помнить, что без какой-то реакции и согласия на этой людей, пусть не всех, хотя бы какой-то ее части, это произойти не может. А согласие на это может выразиться только в одном - в покаянии, во взятии на себя ответственность за прошлое настоящее и будущее, как свое, так и своего общества, своей церкви, своей страны. И, конечно же, не нужно бояться бесов и не нужно жалеть погибших свиней.

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up