Мой день крещения и размышления, почему лучше не крестить младенцев.

Jul 31, 2017 01:58



В этот день 31 июля 1994 года я был крещен. Мне было 12 лет. Крестил меня иерей Георгий Безнутров, тогда единственный священник города Нижневартовска. Крещение происходило на берегу Оби, каждый день крестились сотни людей. Это было, как его называют, вторым крещением Руси. Насколько оно было актуализированно, это, конечно, отдельный вопрос…

У меня даже было небольшое оглашение! В единственном храме нашего города мне выдали листок с молитвами. Там было много разных молитв, но я выучил с Трисвятого по Отче наш. Тогда я думал, что это одна молитва. Так ее и читал, как одну молитву. Помню, мы все стояли на берегу реки кругом, внутри круга стоял о. Георгий и что-то говорил, наверное, это тоже было что-то вроде оглашения. Я запомнил только, что он спросил про какую - то заповедь, и никто не мог вспомнить, что это за заповедь, за что священник всех обличил. Крещальных рубах не на ком не было, все были в плавках и купальниках. Помню, мне было страшно в воде, я зажимал нос рукой, года священник меня погружал. Обратно я аж выпрыгивал. О. Георгий даже укорил меня: такой большой, а боишься.

Я очень благодарен Богу и родителям, что меня не крестили во младенчестве! Думаю, отчасти этому способствовало то, что моя мама татарка, и формально была мусульманкой, как и моя бабушка. Также моя огромна благодарность, что и в 12 лет меня не силком затащили в крещальную купель, и это не был шантаж, вроде, крестишься, мы тебе подарок купим. Нет. Это был мой свободный выбор. Меня мама спросила: что ты выбираешь, христианство или ислам. Я выбрал христианство. Сейчас, вспоминая это, я думаю, а почему я выбрал именно христианство? Думаю, это был культурный выбор, не религиозный. Вообще, как мне помнится, я не был верующим человеком в этом возрасте, ну, или это была вера в самом зачаточном состоянии. Короче, христианская символика, само слово христианство, по всей видимости мне было культурно было ближе, чем ислам, так как я воспитывался в русской культуре, элементов татарской в нашей семье никогда не было.

Но, должен отметить, что после крещения я каждый день молился! То есть, читал наизусть заученные мною молитвы. Читал их как мантры и заклинания, абсолютно не вдумываясь в прочитанное, повторюсь, что долгое время я думал, что это все одна молитва. Какое-то время я молился стоя, потом стал молиться лежа, засыпая, бормоча молитву себе под нос.

По-настоящему я уверовал в 18 лет. Конечно, в идеале в 18 лет мне бы пойти на длительное оглашение и где-то через год оглашения креститься. Это, конечно, было бы лучше всего. Но и то, что я крестился в 12 лет и помню свое крещение - уже это большая для меня радость. Как жаль, что большинство этого лишены из-за практики младенческого крещения.
Какой главный довод сторонников младенческого крещения? Нельзя лишать детей благодати! Но это абсолютно абсурдный довод! Это просто какое-то язычество под маской христианства! В древней церкви, века до седьмого существовал институт катехумената. Это был мощнейший институт церкви, след которого в виде литургии оглашаемых остался и по сей день.

Люди оглашались от трех до пяти лет! И….никто не думал, что они лишаются благодати! Никто не боялся: а вдруг умрёт некрещенным! Потому что все знали, что все катехумены - члены церкви, только еще неполные. Но полнота членства зависит от самого человека, от его способности встать на путь Христа. И это, как известно, процесс, а не акт, с кондачка этого не сделаешь, тем более если есть какой-то опыт греховной жизни за спиной.

Так были ли катехумены лишены благодати? Конечно, нет! За них молилась церковь, за них молились их поручители! Так вот если младенца посвятить в катехумены, прочитать над ним первую молитву, которая делает человека оглашаемым, то он становится членом церкви, и приобщенным благодати. Такие есть такие замечательные строки в служебнике в молитве на восьмой день рождения. Мы видим, что эта молитва осталась от периода, когда крестились в основном в взрослом состоянии. (Известны в древней церкви и случаи младенческого крещения, но это не было мейнстримом. Тем более, долгое время младенцами, готовыми для крещения, считались дети 7 лет. Отсюда традиция, что исповедоваться надо с 7 лет. Крестить младенцев до года стали сравнительно поздно).

«Дай ему, Господи, не отречься от святого имени Твоего и во время благоприятное в полноте соединиться со святой Твоей Церковью через страшные таинства Христа Твоего, дабы, проведя жизнь по заповедям Твоим и сохранив эту печать нерушимой, он достиг блаженства избранников Твоих».

«Во время благоприятное». То есть, когда человек будет готов! Крещение и причастие - это не магические акты, сообщающие благодать. Это таинства, которые требуют личного включения. Поэтому причастие младенцев, в этом отношении, ничем не лучше, чем крещение оных. Оно ничего не добавит к жизни младенца или взрослого человека, который еще не прошел необходимого научения. А вот убавить это может.
Так что главный довод сторонников обязательного младенческого крещения в этом свете абсолютно несостоятелен. Если вы стараетесь жить по-христиански, молитесь за свое чадо, за него молиться ваша община, то неужели вы думаете, что он лишен Божьей благодати? Или сам по себе ритуал что-то может добавить?

Святые отцы так точно не считали. Свт. Григорий Нисский, Свт. Григорий Назианзин и свт. Василий Великий, все были из христианских семей! Их родители были епископами! Тоже святыми! И что вы думаете? Они не крестили своих детей во младенчестве! Григорий и Василий крестились под 30 лет! И куда смотрели их родители!

Неужели можно подумать, что у некрещенного ребенка, посвященного в оглашаемые, которого воспитывают в христианской традиции, о котором молятся, есть какая-то ущербность в сравнении с ребенком крещенным? Я уже не говорю про крещенных детей из неверующих семей, которых сейчас 99%. Странно считать крещение неким датчиком, который вживляют в человека, чтобы Бог смог его запеленговать на Божественный пеленгатор.

Поэтому, если Вы не крестите младенца, то он ничего не теряет. Если вы верующие человек, то вы посвящаете младенца в катехумены и молитесь за него, и благодать Божья, конечно же, на нем почиет. Благодать его покинет, если вы перестанете жить по-христиански. Если вы крестите его, потому что так надо, чтобы не болел, тоже ничего не теряете, потому что это вообще никакого отношения к христианству не имеет. А вот, если Вы младенца крестите, то он теряет очень много. Он теряет возможность самому сделать этот выбор, он теряет возможность самому запомнить самый важный момент в его жизни. В крещении мы приносим обеты Христу! Ну почему мы лишаем человека возможности лично принести эти обеты? Это же как женить во младенчестве, и все брачные клятвы сказать за спелёнатых жениха и невесту!

Поэтому в день своего крещения хочу пожелать всем младенцам, чтобы Господь уберег их от младенческого крещения, чтобы вразумил родителей не лишать своих чад таинства свободного и осознанного выбора крещения во Христа. Хочу пожелать подлинной веры и полноценного научения этой вере. Чтобы каждый крещенный, как и я, смог в своей памяти сохранить этот прекрасный день, когда он подошел к крещальной купели, и над ним было совершено таинство святого крещения.

Иисус, современная церковь, РПЦ, христианство

Previous post Next post
Up