Вход Христа в Иерусалим - несогласованное шествие по Маркусу Боргу.

May 20, 2017 12:50



Известный американский библеист Маркус Борг скончался сравнительно недавно. Он не придерживался ортодоксальных взглядов, в этом смысле он оппонирует таким ортодоксальным библеистам, как Н.Т.Райт, Эванс, Бокэм. В частности, Борг отрицает божественность Христа и не верит в Его телесное воскресение. Но ученый он очень интересный и неординарный.
Вот что он говорит о входе Господнем в Иерусалим. Оказывается, традиционно на Пасху такой вход осуществлялся Римским наместником, который входил в дни пасхальных торжеств в Иерусалим также торжественно, вместе с войсками и римскими знаменами и знаками. Зачем римский наместник это делал в этот период времени? Иудейский песах - это праздник освобождения, освобождения из под власти иноземцев, праздник независимости еврейского народа. В это период времени евреи скапливались в огромном в количестве в городе, много приходило из диаспоры, и, конечно, угроза мятежа возрастала неоднократно. Поэтому и требовалось присутствие усиленного гарнизона, и такое вот помпезное шествие римлян, чтобы евреи не забывали, кто тут главный, кто правит балом.

И вот представьте, тоже самое, что делает римский наместник, представляющий кесаря, делает Иисус, провозгласивший себя Помазанником, то есть Царем. "Сын давидов" - это царский титул. Хотя Борг считает, что так Его встречали не жители Иерусалима. Такой торжественный вход обеспечили галилеяне, ученики Христа, которые вместе с ним пришли в столицу Израиля.
То есть, как считает Борг, это была политическая акция, некий вызов. Смотрите, кто истинный Царь Израиля. Тоже самое было и с акцией в храме. Христос протестовал не против "церковного бизнеса". Храм был центром и экономической деятельности, налоги, которые потом отдавались римлянам, они все собирались здесь, как и долговые расписки, и пр. финансовые документы. Акция в храме - это пророческое возвещение того, что истинным Царем является Бог, что люди забыли, кто на самом деле Правитель мира. Израиль руководится по принципам мира сего. Насилием - римское владычество. Экономический гнет - местная аристократия. Но если ничего не изменится, то скоро камня на камне не останется на этом месте, и горе будет родившим.
Так что, Иисуса, по нашему законодательству вполне можно было судить за несогласованную политическую акцию за Его въезд в Иреусалим, а за то, что произошло в храме Ему вполне можно было бы приписать экстремизм или оскорбление чувств верующих. Вообще, если бы иудеи тогда приняли пакет Яровой, то миссия Христа заметно бы осложнилась. Хотя, конечно, она и тогда не была особенно легкой. Например, Его много раз убить хотели еще до Креста. А в наше время просто бы оштрафовали тысяч на пятьдесят, так что все, может, не таки и плохо, все познается, как говорится,в сравнении)).
Конечно, у Борга чувствуется уклон в политизацию и социализацию миссии Христа в этом мире. Это как противоположная крайность спиритуализации Его деятельности, где Христос сводится просто к личному Спасителю. Но, тем не менее, повторюсь, что автор интересный, есть переводы его книг на русский язык, и рекомендую всем, кто интересуется библеистикой.

Иисус, христианство, Писание

Previous post Next post
Up