Судьба мужчины.

Oct 11, 2016 23:08



Недавно написал о женщинах, думаю, теперь необходимо написать о мужчинах. Судьба мужчины не менее драматична, чем женская, а где-то, может, даже и более. В предыдущем посте я написал, что мужчины «духовнее, чем женщины». Попробую пояснить, что я под этим имел ввиду. Я полностью поддерживаю равноправие полов в смысле их одинаковой ценности как личностей, как Божьих творений, но, на мой взгляд, важно видеть, что мы равные, но разные. Не в смысле хуже/лучше, а просто разные. В Евангелии есть знаменитый эпизод о Марфе и Марии, где Марфа хлопотала, приготовляя все для приема гостей, в то время как ее сестра Мария сидела у ног Иисуса и слушала Его слово. Вся скандальность ситуации не в том, что Мария не исполняла женские функции, а в том, что она делала то, что обычно ожидалось от мужчин. Выражение «сидеть у ног» - это устойчивое выражение, означающее ученичество у того или иного учителя. Так вот духовное ученичество - это была мужская прерогатива, как и вообще религиозность. Христианство действительно было революционным, хотя Ветхий Завет и знал женщин - пророчиц, но только в Новом это явление становится нормой жизни. Женщины присутствуют в христианском собрании наравне с мужчинами. Но, тем не менее, в истории мы почти не найдем известных богословов, ученых, художников и композиторов - женщин.

С мужчинами у нас в стране все гораздо хуже, чем с женщинами. Вообще, большинство каких-то отрицательных черт женщин связаны именно с кризисом мужского населения в нашей стране. Этому есть вполне объективные причины. Историк Кирилл Александров говорит, что с 1917 года по 1953 на территории бывшей Российской империи погибло около 52 млн человек. Большинство жертв пришлось на Вторую мировую войну, около 27 млн, остальные стали жертвами советского режима. Думаю, очевидно, что большинство погибших мужчины. Думаю, не менее очевидным является то, что погибли лучшие. Репрессировали, прежде всего, самых активных, сильных, талантливых, именно тех, кто мог быть угрозой режиму. Гораздо легче было выжить трусу, доносчику, предателю. Понятно, что во время войны погибали, прежде всего, самые лучшие, которые шли в атаку в первых рядах. В XX веке был нанесен сильнейший удар по российскому генофонду, по мужскому генофонду. В стране осуществлялся стратоцид. Стратоцид - это, в отличии от геноцида, уничтожение не по национальному, а по классовому признаку. Большая часть населения было крестьянство, это около 80%. И вот этого крестьянства не стало, чему мы все сейчас свидетели. Массовые расстрелы, депортации. Понятно, что большинство не уничтожили. А это и не нужно. Чтобы уничтожить, подавить какую-то группу населения, не надо уничтожать ее всю или даже половину. Нужно убрать наиболее активную часть, тогда остальных подмять под себя будет очень просто. Что и произошло. Самые работящие, активные, способные были уничтожены. Было уничтожено дворянство. Конечно, нельзя идеализировать дворянство, в конце концов, во многом это их ответственность за революцию 1917 года, но, тем не менее, именно они были носителями культуры, всего самого лучшего. И они были уничтожены. Уничтожались ученые, деятели искусства. Мало сейчас кто знает, что гордость отечественной науки Королев и Тополев сидели в советских концлагерях, и только необходимости в создании новых вооружений заставила власти их выпустить. А сколько погибло? А ученые лингвисты, культурологи, которые ракеты делать не умели, сколько их погибло в застенках Гулага?

Поэтому, как мы видим, в нашей стране осуществлялась искусственная селекция, только со знаком минус. Кто, как правило, выживал? Тот, кто мог приспособиться, спрятаться или стать частью карательной машины: быть палачом, писать доносы. Как справедливо отмечают: миллионы доносов писал не лично Сталин с Берией, а наши с вами сограждане. Конечно же, тут сыграла большую роль и война. Сколько погибло мужчин самого трудоспособного и молодого возраста, до сих пор точно никто не знает. До сих пор еще огромное количество мест, где лежат в земле останки солдат без должного погребения...

Поэтому, что сейчас очень часто характеризирует современного российского мужчину? Инфантильность, безынициативность, пассивность. Возьмем, как говорили в советские годы, «ячейку общества» - семью. В большинстве семей формальной или неформальной главой является женщина. Мужчина очень часто - это еще один ребенок, самый старший, который просто в отличии от остальных чад еще и зарплату приносит. Все житейские и семейные вопросы решает жена. Создается ощущение, что если жена куда-то исчезнет, то семья просто погибнет. Мужчина просто растеряется и не будет знать, что ему делать, покуда ... его не пригреет другая женщина. Единственные пространства, где мужчины еще сохраняют доминирование - это высшие эшелоны власти и силовые структуры, в остальных пространствах общественной жизни мы видим обратную ситуацию. Как известно, женщины часто более жесткие начальники, чем мужчины. Это как раз обусловлено тем, что они занимают не свое место. Быть лидером, старшим - это больше прерогатива мужской природы. Женщина же недостаток природных качеств для осуществления данной функции компенсирует жесткостью, но, повторюсь, не от персональной жестокости, а в силу выполнения не совсем ей свойственной функции.

Очень часто приходится наблюдать мужчину, который, полностью манипулируем женой. Распространенный конфликт между свекровью и невесткой - это, как правило, борьба за право манипулировать данным мужчиной. При этом возникает очень известный парадокс. С одной стороны, любая женщина вам скажет, что хотела бы сильного и надежного мужчину, который может брать на себя ответственность и принимать решения, с другой, женщины делают все, что бы как можно сильнее загнать под каблук своего мужа. И многим женщинам невдомек, что решить дилемму между личным властолюбием (а иметь другого человека на ручном управлении всегда заманчиво) и наличием рядом с собой сильного и ответственного мужчины, можно только в какую-либо одну из сторон.

Что значит для мужчины «выйти из под каблука»? Проблема в том, что оттуда особо выходить и неохота. Ведь действительно, чего больше всего боится и не хочет человек - ответственности. Но ответственность всегда связана со свободой, поэтому мужчина готов ради снятие с себя всякой ответственности отказаться и от свободы.

К сожалению, мужчины очень часто в этом отношении не сильно меняются, даже уверовав в Бога, придя в церковь. Как правило к Богу редко приходят одновременно муж и жена, обычно кто-то один. И нередко, когда кто-то один из супругов становится верующим, это вызывает негативную реакцию со стороны второй половинки. «Попал/а в секту, стал/а фанатиком/чкой, выбирай я или Бог». Так вот женщина, гораздо чаще в данном случае может отстоять свою позицию и добиться лояльности мужа к своей вере. Через некоторое время смотришь, а муж ее уже и до храма довозит, и с деньгами в паломническую поездку помогает. Может иногда поворчать о «сектантстве» и «фанатизме», но в целом, смиряется. У мужчин же очень часто совсем другая ситуация. Конечно, не всегда, есть разные случаи, но чаще всего мужчина и шагу не может ступить без одобрения жены, и жена четко лимитирует его религиозную жизнь. Конечна, она понимает, что передавить тоже опасно, но длину поводка определяет довольно строго. Если в воскресенье жена скажет, что надо на дачу, сразу станет ясно, кто в данной ситуации «всемогущ».

Как мужчина решает вопрос тоски по трансцендентному, страха перед небытием и пустотой? Стихия семьи и рода для него не является такой спасительной бухтой как для женщин, именно в силу его антропологических особенностей, в силу его большей духовности, как прямой открытости и устремления к Богу. Поэтому эта пустота начинает заливаться алкоголем. Алкоголизм в нашей стране очень распространен. Это совсем не обязательно такой радикальный алкоголизм, когда мужчина месяцами не выходит из запоя. Сейчас очень распространён пассивный алкоголизм, когда мужчина «снимает стресс» после тяжелого трудового дня, выпивая пару банок пива. Если это рассматривать также как алкоголизм (а многие врачи это так и рассматривают), то у нас алкоголиками, по всей видимости, являются половина (если не больше) мужского населения.

Думаю, с этим (с наличиме смысла и его отсутствием) связана и более ранняя смертность мужчин. У нас в стране большинство мужчин умирает, не доживая до 60 лет. Для этого даже не надо изучать статистику. Можно просто оглянуться вокруг и сравнить количество бабушек и дедушек в окружающем пространстве. Уже давно понял, что силу жить дает не только физиология, и даже не столько, есть еще некая витальная сила, токами которой являются осмысленность и наличие цели. Когда человек теряет смысл, он умирает или убивает себя. Женщина погруженностью в быт, в семью, в детей и внуков продлевает себе жизнь. Мужчина же, не реализовав себя, как мужчина, а именно в своем глубинном призвании быть старшим в этом мире, творить и организовывать пространство, просто теряет всякий витальный ресурс, и… прекращает быть, если до этого не спивается.

Мужчина не стремится с такой силой к создании семьи, как это делает женщина. Он часто может находить утешение в сексе, и в разных вещах, с ним связанными. Никогда в истории не было такого культа секса, как сейчас. Конечно, в прошлом не было и таких технических возможностей. Порноиндустрия - одна из самых развивающихся в мире. Известно, что большинство потребителей порнопродукции - мужчины. Также не секрет, что физиологическая сторона межполовых отношений для мужчины важнее, чем для женщины. Грубя говоря, мужчина более похотлив и склонен к разврату, (что не отрицает оного и у женщин, безусловно). Но, как бы парадоксальным это на первый взгляд не казалось, и это следствие особенностей духовного устроения мужчины. В мужчине наиболее выражен эрос. Эрос как личностная любовь, то есть любовь не природная и безличная, а именно личностная. Но в падшем мире, объектом этой любви становится не личность человека, а его, точнее ее, тело. В. Соловьев метко назвал влечение к телу, похоть - некрофилией. Действительно, тело человека без его души - это труп. И если меня влечет к телу безотносительно каких-то личностных характеристик данного индивидуума, то это труположество. Но это происходит именно в силу того, что мужское начало оно более личностно, а значит более эротично, но этот эрос должен был направлен прежде всего на Бога, и преломленный в Боге, в Свете должен быть пролит на другого человека. Эрос вне Бога превращается в похоть, в желание обладать другим человеком, который сводится просто до желания обладать телом. Но тело другого человека не может наполнить эрос, который требует выхода к трансцендентному. Поэтому путь разврата - это тупик, это всегда растущий голод, это своего рода наркомания, зависимость, когда постоянно требуется повышение дозы, а в конце остаётся одна потребность в наркотике, без всякой радости, которая была вначале.

Есть еще одна национальная характеристика, которая подливает масла в огонь мужской трагедии современной России. Н.А. Бердяев называет это «женственностью русской души». Да, хотя у нас очень любят образ таких брутальных мачо, «реальных пацанов», но в глубине это скрывает женственную природу национальной души, про что и пишет философ. «Вселенский дух Христов, мужественный вселенский логос пленен женственной национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности. Так образовалась религия растворения в матери-земле, в коллективной национальной стихии, в животной теплоте. Русская религиозность - женственная религиозность, - религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой, как теплота мистическая». Бердяев здесь говорит о религиозности, но именно религиозность во многом формировала национальный характер и менталитет. Об этом же Бердяев пишет и в своей рецензии на книгу В.В. Розанова "Война 1914 года и русское возрождение". «Великая беда русской души в том же, в чем беда и самого Розанова, - в женственной пассивности, переходящей в "бабье", в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем». Не нужно обманываться мускулиным имиджем современной России. Когда какой-нибудь «реальный пацан» заявляет, что России нужна крепкая рука, он не осознает, что, тем самым, демонстрирует женственность, а не мужественность. Именно женственности свойственно искать крепкой руки, мужчина сам старается быть этой крепкой рукой, а желает он нежной женской ладони.

Какой же выход есть у мужчины? Самый лучший выход - вспомнить о своем призвании. Полнота жизни у мужчины может обрестись только в восстановлении отношений с Отцом Небесным. Мужчина должен стать началом, старшим. Не тираном в духе домостроя или древнего патриархата, а скорее рыцарем в духе средневековых романов. Через мужчину должны раскрыться максимально личностное начало. Это личностное начало должно вдохновить и женщину, мужской эрос может раскрыть весь тот потенциал прекрасного и доброго, той сострадающей и милосердной любви, сокрытой в женском сердце. Но для этого нужна мужественность, мужественность как решимость брать на себя ответственность. Такая мужественность далеко не всегда связана с военной или спортивной отвагой. Тот же Н.А. Бердяев отмечал, что храбрый на поле боя может быть совершенно трусливым и нерешительным в мирной жизни, в семье.

Еще одно мужское качество, которого сейчас очень не хватает. Это чувство вины, стыда. В нашем обществе среди мужчин, как на индивидуальном уровне, так и на уровне страны считается, что чувство вины - это что-то плохое, унижающее тебя. Вместо этого культивируется совсем не мужское качество, качество более свойственное женщинам - обида. Но чувство вины всегда связано с ответственностью. Тот, кто имеет мужество брать на себя ответственность, тот имеет мужество и признать свою вину, покаяться. Кто боится всякой ответственности, тот жутко боится признать себя где-то виноватым, потому что это опять-таки означает взять на себя ответственность.

Я уже говорил про мужество, теперь, конечно же, стоит сказать и про его антипод - страх и трусость. К сожалению, в нас, в российских мужчинах, это крепко сидит вследствии вышеописанных исторических причин. И поэтому путь к возрождению себя как мужчины, конечно же, лежит через преодоление страха. И это нужно делать не в драке на дискотеке и не в экстремальных вида спорта. Этот страх нужно преодолевать в повседневности, прежде всего, в своей семье, на работе. Страх взять ответственность, страх проявить инициативу, страх быть неравнодушным и понести вину и наказание.

Именно этого и ждет от мужчины Бог. Именно это во всей своей полноте и возможно в Боге и через Него. Потому что все эти качества, о которых мы говорили - это божественные качества. Бог берет ответственность за весь мир, во Христе Бог являет мужество идти до конца в Своей жертвенной любви и заботе о людях. Мир ждет мужской заботы, мир ждет своих рыцарей без страха и упрека, осталось только нам, мужчинам, проснуться, и вспомнить, кто мы есть, и Кем мы созданы.

современность, жизнь, общество, христианство

Previous post Next post
Up