Богоявление или, как его в народе называют, Крещение - праздник более ранний, чем Рождество. Рождество позднее выделилось из праздника Богоявления. Но как Рождество давно перестало в широких массах ассоциироваться с Христом, так Богоявление в народных массах - это, прежде всего, святая вода и купание в проруби. В целом, что мы получаем у средне-статистического россиянина, позиционирующего себя, как православный: Рождество - гости, гадания; Крещение - вода, купание; Пасха - куличи, яйца. Но дело в том, что и для человека воцерковленного не всегда понятно, что значит праздник Богоявления, какой это имеет смысл кроме благочестивого воспоминания события, произошедшего 2000 лет назад? Останется ли этот праздник, если из него убрать воду и купание?
Праздник называется Богоявлением, потому что во время этого события Бог открывает себя как Троица. Сын Божий входит в воды Иордана, Дух в виде голубя спускается на него, голос Отца раздается с небес. Конечно, в самой Библии слова «Троица» нет, само троическое богословие - явление более позднее, ставшее возможным при помощи греческого философского инструментария. Но вот само учение о Троице своими корнями уходит в Священное Писание, а точнее в данное событие. Именно здесь открывается Бог в своей глубине так, как Он не открывался раннее. Но почему именно сейчас?
Крещение в жизни Иисуса - это выход на служение. Это актуализация того призвания, что было Ему дано изначально, в его зачатии, где, как мы верим, непостижимым образом соединились два естества: Божественное и человеческое. Это соединение всегда было тайной и соблазном для человеческого ума, всегда был риск какую-то одну из природ возвеличить, другую умалить. Монофизиты утверждали, что Божественная природа поглощает полностью человеческую, что, конечно же, логично. Ну как иначе? Ведь Божественная природа в бесконечное число раз превосходит человеческую, поэтому это самый верный исход такого единения. Но православные отцы с этим не согласились, и монофизитство было осуждено. Осуждено де юре, но де факто, как мы видим оно часто торжествует в умах православных, хотя они себе в этом часто и не отдают отчета.
Поэтому Христос в сознании верующих часто похож на киборга, подобного терминатору, которого послали на землю с заданием. Он совершенный, все знает, на все запрограммирован. Был ли у терминатора личный выбор отправляться назад во времени и идти спасать Джона о’Конора? Нет, конечно, его запрограммировали и отправили. Точно также часто воспринимается и Христос: Отец Его программирует и отправляет на землю. Но мы должны понимать, что тогда совершенно непонятно, в чем подвиг Христа, и какое это отношение имеет к нашей жизни. Ведь мы же не киборги и не боги.
Но давайте постараемся уйти от этого монофизисткого облика Христа, и тогда мы увидим, как по-новому для нас открывается событие Богоявления. Иисус обретает свое призвание. Да, Он изначально был воплощением Бога, но и от Него требуется творческий ответ на призыв Отца, творческий и свободный. Отец не понуждает никого, в том числе и Своего Сына. Он с любовью призывает, вдохновляет. Также Он призвал Своего Сына, и Сын откликается. Это Его личное и свободное решение. И именно это становится условием для Богоявления, для того, чтобы открылась полнота Божества.
Поэтому как в жизни каждого должна случиться личная Пятидесятница, также должно произойти и Богоявление. Выход человека на служение, обретение им своего призвания. Вот так является в этом мире Бог. Здесь мы видим, что явление Бога всегда личностно и всегда свободно, всегда связано со служением.
В жизни каждого из нас должен произойти момент, когда Отец произнесет, что мы Его дети, и когда Дух Святой снизойдет на нас, давая нам силы и решимость продолжать в этом мире дело Иисуса Христа.
Всех с праздником!