О любви и нененависти.

Oct 10, 2015 00:18



Больше всего человек в этой жизни желает подлинных отношений с другим человеком. Больше всего боится одиночества и сопутствующей ему пустоты. Даже если он говорит, что ему никто не нужен, то не верьте. На самом деле, чем громче человек об этом заявляет, тем больше на самом деле он в ком-то нуждается.

Наверное, одни из самых сильных чувств, испытываемые человек - это любовь и влюбленность. Неразделенная любовь и потери близких людей - вот что является самым мучительным и невыносимым в этой жизни. Другого человека - вот чего больше всего желает человек, вот что в мире является самым драгоценным.

Но именно другого человека мы ненавидим так, как никого и ничто на этом свете. В животном мире мы не встретим такой ненависти и вражды как среди людей. И чем ближе люди, тем сильнее бывает ненависть и вражда. Обычно к чужим людям не испытывают столько раздражения и ненависти как к своим. Еще вчера ходили по парку за руки, а сегодня битье посуды, дикий крик, стремление унизить, вплоть до физического воздействия. Помню, как-то с одной парой, которая вместе уже более 10 лет, мы пошли гулять. Все это время они между с собой о чем-то спорили. Это не был какой-то скандал, но вот такое вот раздражённое ворчание было фоном всего их общения. Я поразился: как можно так жить, когда любая реплика твоего супруга вызывает твое раздражение, его/ее действия кажутся глупыми и неадекватными. При этом, когда они обращались ко мне, это были милые и замечательные люди.

Вся история человечества - это история войн. Люди на протяжении всей истории только тем и занимаются, что истребляют друг друга и совершенствуются в способах это сделать. Сейчас мы обладаем военным потенциалом, который способен несколько раз уничтожить планету. При этом во многих частях мира до сих пор нет достаточно еды и воды. Если бы люди столько сил и средств тратили на помощь другим людям, на лечение болезней, сколько они тратят на агрессию или на защиту от таковой, то жизнь на Земле была бы совсем другой.

Да, все это прекрасно звучит, но мы все знаем, как трудно порою возлюбить коллегу по работе, соседа и даже родственника. А уж если нам встретился грязный и плохо пахнущий бомж, которые при этом еще и пьян, то тут вообще трудно испытать по отношению к нему какую-нибудь положительную эмоцию. А сколько вокруг нас идиотов, придурков, странных, неадекватных, вредных, тупых - это просто кошмар. Как говорил Г. Гейне: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».

Почему же так? Почему другой человек - это тот, кого я больше всего люблю и больше всего ненавижу? «Возлюби Бога своего и ближнего своего как самого себя», - говорится в Библии. Заповедь о любви к Богу неразрывно связана с заповедью о любови к человеку. Это лакмусовая бумажка подлинной веры. Ты сколько угодно можешь говорить о любви к Богу, но если ты не любишь человека, своего ближнего, то все это ложь. Ты не знаешь и не любишь Бога. И ты не можешь сказать, что вот те, кого ты не любишь - твои враги. Потому что и здесь Господь говорит: возлюби врагов своих. В конечном счете нет своих и чужих. Есть люди, и к ним возможно только одно отношение - любовь.

Что же такое произошло с человеком, что он оказался в такой печальной ситуации, жажды любви, с одной стороны, вражды и раздора, с другой. С одной стороны, все мы понимаем, что так не должно быть. Очень естественно для человека стремится к миру и добрым отношениям. Но почему же все происходит так, как происходит?

В человеке есть два уровня бытия: его человеческая природа, которую он разделяет со всеми людьми и его личность, которая уникальна и неповторима. Тут важно не путать личность с индивидуальностью. Индивидуальность свойственна и животным и неживым предметам. А личность только человеку. Весь вопрос в том, что в человеке преобладает: его личность или его природа? Мы видим, что преобладает природа. Личность как бы вторична по отношению к его природе. Мы сначала люди, а потом уже отдельные личности. Но что свойственно природе? Выживать. Поэтому в природном мире мы воспринимаем иного или как того, кто нам помогает выживать или того, кто нам мешает. Выживать не только на чисто физическом уровне, но и на уровне душевном и даже духовном.

И вот отношения в этом мире строятся в этой природной парадигме. Это и есть главное последствие потери человеком Бога. Это и есть источник всего зла, которого так много в этом мире. В такой парадигме я - цель самого себя, а все остальное лишь средство для утверждения моего я, моего бытия в этом мире. И именно для этого я завожу друзей, семью, в конце концов все это нужно для того, чтобы мне утвердить себя в этом мире.
Но к счастью, до конца в человеке не утеряна и личностность. Именно поэтому в природном мире встречается и подлинная любовь, и подлинные отношения. Именно поэтому подлинным проявлением любви считается жертвенность. Когда человек отдает себя, ничего не требуя взамен. К сожалению, в этом бренном мире этого очень мало и очень всегда не хватает.
Преодолевая свою природу, возрастая в личностности, человек обретает себя подлинного, а значит обретает иного. Ведь мы на самом деле существуем только потому, что есть иной. И Иной есть потому, что есть я. Природное существование, оно ведет к индивидуализму, который в конце концов ведет к изоляции и смерти. Залог бессмертия - иной, отношения с ним. Но родиться как личность, преодолеть природу я сам не смогу, не смогу подлинно быть, если не вступлю в отношения с тем, Кто является Перволичностью, Источником жизни, кто, по словам Бердяева, Сам являет подлинную человечность. Это Бог.

Не равнодушный и расчётливый тиран, как Его часто рисуют разные теологические концепции, а тот кто подлинно любит и жаждет настоящего общения, для Кого целью является человек. Подлинная настоящая жертвенная любовь Бога открывается в Иисусе Христе. Христос говорит вещи, которые просто переворачивают сознание, которые до сих пор не могут вместить даже те, кто себя называет христианами. Он не просто говорит о любви к человеку, Он снимает всякие различия между своими и чужими. Более того, Он говорит о любви к врагам. Христос подлинно любит Бога, поэтому Он по-настоящему любит и человека. В этом Он являет и подлинную человечность и подлинную Божественность.

Именно поэтому Он воскресает, и смерть над Ним не властна. Смерть - природное явление. Христос побеждает природу и зло. Он приносит Себя в жертву, а значит раскрывается как Личность в подлинной любви и свободе. Природа здесь не уничтожается, мы всегда будем иметь в себе человеческую природу. Но она становится в подчинённом положении по отношению к личности. А значит, иной теперь - цель, значит возможны отношения не в природной парадигме, а в личностной. А значит, возможно подлинное существование и бессмертие, что есть плод любви и подлинных отношений.

Иисус, жизнь, христианство

Previous post Next post
Up