Автор: Алексей Житковский
Согласно социологическим опросам, регулярно проводимым
Левада-центром, количество россиян уважительно относящихся к И.В.Сталину и одобряющих политические репрессии в СССР в последнее время неуклонно растет. Но общее уважительное отношение к тирану, это еще полбеды. Существуют в нашей стране и (что удивительно!) в нашем скромном сибирском городке люди активно выступающие против того, чтобы память россиян была обременена воспоминаниями о страшном периоде отечественной истории, когда человека могли арестовать по доносу соседа, когда ни в чем не повинных граждан лишали всего, ссылали в лагеря, расстреливали без суда и следствия.
Подобную деятельность по очистке массового сознания от тяжелых воспоминаний развернула в Нижневартовске местная ячейка всероссийской организации «Суть времени» (подробно об организации
здесь. Объектом своей борьбы за справедливость, и, видимо, за электорат, участники движения выбрали городской долгострой - проектируемый вот уже десять лет, но так и не сооруженный «Памятник жертвам политических репрессий». С августа прошлого года «Суть времени» проводит в городе пикеты со сбором подписей против установки памятника, направляет в администрацию города, думу города, думу округа письма с просьбой не допустить строительства, активно выступает в СМИ, публикует заказные статьи.
Основной аргумент движения внешне выглядит благородно - остановить нецелевое расходование бюджетных средств. Однако данная борьба - борьба прежде всего идеологическая. «Суть времени» на деле обеспокоена вовсе не бюджетом (партийцы в принципе не против любого другого памятника, хоть героям ВОВ, хоть погибшим в Чеченском конфликте) а тем, что монумент «Жертвам репрессий» якобы будет деструктивно сказываться на самосознании жителей молодого, прекрасного, не знающего бед города. Нижневартовск - это де «город сад» из советских стихотворений и никакого негатива нам не нужно. Иными словами - установка данного монумента просто не совпадает с политикой прокоммунистически настроенного движения, невесть откуда появившегося в Югре.
Однако, стоп. Причем тут Нижневартовск? Наверняка, девяносто процентов вартовчан и слыхом не слыхивали о проекте подобного памятника в нашем городе. «Памятник жертвам политических репрессий»? Где он будет установлен? Кто инициатор создания? Другой, вполне закономерный вопрос, который может возникнуть у горожанина - а какое отношение имеет Нижневартовск к трагичным событиям далеких 30-40-х гг. ХХ века? Зачем нам вообще нужен этот памятник?
Попробуем разобраться.
ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
В 2003г, в нашем городе появилась общественная организация «Истоки памяти», объединившая в своих рядах жертв политических репрессий. На момент создания в организации числилось 119 человек, в основном - пожилые люди, пенсионеры. Председателем организации была выбрана Лидия Станиславовна Таскаева, музыкальный преподаватель и психолог, дочка поволжских немцев, репрессированных в начале Великой Отечественной Войны.
Лидия Станиславовна Таскаева, председатель общественной организации "Истоки памяти".
Люди, собравшиеся в «Истоках памяти» - это люди пережившие немыслимые трагедии, каждый свою и все вместе - общую. Кто-то был сослан с семьей из родного края в отдаленный угол страны только потому, что был из семьи кулаков, или просто человеком другой национальности: немцем, чеченцем, греком. У кого-то арестовали и расстреляли родителей, а самого, еще ребенком отправили в детский дом или в Трудовую Армию. Кто-то родился в ГУЛАГе и провел детство за колючей проволокой на Колыме. Все они, так же как и их родные, пострадали совершенно невинно, все они были реабилитированы государством и признаны жертвами политических репрессий.
Удивительно, как стойко эти люди перенесли свою судьбу: не сломались, старались жить настоящей, полноценной жизнью, несмотря на многие препоны со стороны государства и общества. Многие из них стали врачами, инженерами, учителями, создали крепкие семьи, всю жизнь трудились на благо страны. Также стоит отметить, что большинство членов «Истоков памяти» приехали в наш город в начале семидесятых годов, и принимали непосредственное участие в его строительстве и становлении.
За двенадцать лет своего существования «Истоки памяти» проделали в городе огромную социальную работу. Была организованна юридическая и финансовая поддержка репрессированным, налажен контакт с органами прокуратуры и МВД по реабилитации, поиску пропавших родственников, по восстановлению необходимых для получения статуса репрессированных документов.
Другое поле деятельности «Истоков» - просветительство. Члены организации постоянно посещают школы и ВУЗы города, рассказывают молодому поколению о действительной исторической правде. Эта правда заключается в гигантской несправедливости, которая коснулась миллионов человек в нашей стране и которую всячески пытается обойти и умолчать официальная, парадная История.
Главной же своей задачей с первых дней существования «Истоки памяти» определили установку на территории города «Памятника жертвам политических репрессий». Памятник должен стать символом страданий нашего народа, напоминанием о жертвах принесенных страной в страшном ХХ веке, предупреждением о том, чтобы в Истории России больше не повторилось подобных бед.
НИЖНЕВАРТОВСК - МЕСТО СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНИЯ.
Хорошо, пусть так, но все же - причем тут Нижневартовск? Какое отношение имеет наш славный «город - сад» к несправедливостям отечественной Истории? Оказывается - самое прямое.
Дело в том, что поселение Нижневартовское Ларьякского района, позже преобразившееся в город Нижневартовск, в 30-40 е гг. ХХ века являлось местом спецпоселения (фактически - ссылкой) граждан со всего Советского Союза. Так согласно архивным данным о численности населения по национальному составу за 1946 г. на территории Нижневартовского сельсовета проживало: 1.612 чел., из них: 1.277 русских, 195 калмыков, 28 финнов, 9 немцев, 24 украинцев, 57 ханты, 2 марийцев, 2 поляков, 5 татар, 5 литовцев, 1 эстонец, 7 цыган. То есть около 1/6 населения поселка составляли люди сосланные в район из других республик Союза (а как еще могли оказаться в болотах сибири лесах финны и калмыки?).
Кроме того, на территории Нижневартовского поселения в те же 30-40е годы осуществлялись и свои репрессивные акты. К примеру, раскулачивание, активно проводимое на Большой земле, поддерживалось и местными властями. В протоколах заседаний Нижневартовского сельского совета от 1933г. одним из пунктов повестки дня значилось «утверждение кулацких хозяйств», в которых обозначены фамилии жителей с. Нижневартовское, подлежавших раскулачиванию: Иван Абрамович Кушников, Николай Александрович Кайдалов, Алексей Аркадьевич Слинкин... Основным обвинением послужили использование наемной рабочей силы, вредительство, большое хозяйство, статус торговца. Итог один - признать хозяйство кулацким и лишить избирательных прав. А это в свою очередь - лишение права на промысел, охоту, рыболовство, в общем - лишение заработка.
Указанная выше информация хранится в архиве города и района и является общедоступной. Однако, к сожалению, она остается уделом специалистов историков и музейщиков, ей не придается большого значения, и, как следствие, она не вызывает общественного резонанса. Наш город являлся местом ссылки, на его территории проходили собственные репрессии, здесь страдали и умирали невинные люди, а мы по-прежнему ведем отчет своей жизни от первого фонтана нефти на первой Самотлорской скважине. Возможно, именно установка памятника жертвам репрессий изменит это историческое невежество.
ЧТО СЕГОДНЯ?
Вернемся, наконец, к самому памятнику. В 2004 году администрация города, и лично мэр Борис Хохряков поддержали инициативу «Истоков Памяти». В 2004 году был объявлен открытый тендер на проект монумента, в котором участвовали известные скульпторы и архитекторы. Победил проект скульптора из Тюмени. На проведение конкурса и проектирование были потрачены бюджетные деньги порядка 800 тыс. рублей. Определилось и место установки памятника - набережная Оби на территории города. Река Обь была немым свидетелем того, как на баржах прибывали в наш город, наш район спецпереселенсы. В водах Оби многие ссыльные погибли, так и не пристав к берегу. Так что, в плане локации все выглядело логично и справедливо.
Однако уже в 2005 году проект забуксовал. Город неожиданно предложил перенести место установки монумента под предлогом того, что ранее выбранный объект -набережная, еще не был благоустроен. Новым местом для памятника определили заброшенную площадку в Старом Вартовске, неподалеку от Школы №1. Дополнительной мотивацией для переноса послужило то, что именно в этом районе располагались раньше бараки ссыльных калмыков. «Истоки памяти» своими силами, с поддержкой единомышленников и спонсоров, площадку расчистили, установили памятный знак (который к слову в 2011 г.пришлось менять, т.к. его разбили малолетние вандалы), но…теперь, снова неожиданно, администрация города отказалась от финансирования памятника, оставив за собой в качестве обязательства лишь благоустройство территории вокруг монумента.
И вот, прошло уже десять лет, а воз и ныне там. Городские власти, отдадим им честь, не отказываются от своих обещаний, однако и не спешат с их выполнением. В планах капитального строительства действительно заложены средства на благоустройство территории вокруг «памятного знака». Средства, скажем прямо, не малые - больше десяти миллионов рублей. Но, во-первых, освоение этих средств отодвинуто до 2020 года (многие ли пожилые члены Истоков памяти доживут до этого события?). Во-вторых, ни изготовление, ни монтаж памятника город оплачивать не будет. Это почетное дело было предоставлено самим репрессированным!
А с 2014 года у администрации появился дополнительный аргумент против выполнения работ по монументу - позиция той самой сверхсправедливой организации «Суть времени». Оказывается, не все в нашем городе поддерживают идею памятника! А вдруг от его установки кому-то будет некомфортно?! А вдруг, а если, а кабы чего не вышло…
В феврале 2015 года комиссия по капитальному строительству в составе депутатов городской думы выслушивала претензию лидера местной ячейки «Сути времени» Александра Латышова, требующего не допустить установки многострадального монумента. Латышов с серьезным видом рассказывал серьезным людям о том, что наш город не имеет отношения к репрессиям, что все это очернение истории и прочее и прочее. На этой же комиссии Лидии Станиславовне Таскаевой пришлось выступать фактически ответчиком перед иском негодующего партийца. Отрывки этого заседания и совершенно непрофессиональное, невежественное обсуждение этой темы на одном из местных телеканалов можно посмотреть
здесь.
С заседания Лидия Станиславовна ушла со слезами на глазах. Отдадим должное депутатам - статью бюджета по благоустройству территории (свет, бетонирование, скамейки) на 2016-2020 год решили не трогать и оставить в силе. «Суть времени» депутаты города де-юре не поддержали. Однако сам памятник «Истокам памяти» все-таки придется сооружать на свои средства.
На сегодняшний момент, репрессированные, их друзья и родственники собрали на памятник сто тысяч рублей. Понятно, что денег этих на монумент с высокими художественными качествами вряд ли хватит. Но в этой ситуации, как говорится, не до жиру. Пришлось заказывать не скульптуру, а обыкновенную стелу. в обыкновенном… ритуальном агентстве. И это вовсе не фарс, а реалии нашей жизни. Зато, как говорит Лидия Станиславовна - это будет свой памятник, на свои средства, за который не будет болеть душа. Душа теперь болит только за одно - успеть установить стелу к 30 октября, всероссийскому Дню Памяти Жертв Политических Репрессий, самому важному дню для всех, кто неравнодушен к своей истории, своему прошлому и будущему.
P.S. Идеологию «Сути времени» не сложно опровергнуть. Это откровенный популизм и неправда, не выдерживающая элементарного критического анализа. Сложнее принять настоящую правду - страшную, некрасивую, но настоящую. Сегодня, когда в нашей стране упор в формировании гражданского сознания делается на патриотизм, почему-то забывается, что истинный патриотизм - это не любовь к оружию, войнам, победам и прочим жестокостям мира, а любовь, прежде всего, к людям, в том числе и тем людям, которые жили до нас, которые ради нас пострадали. Неужели они недостойны любви? Неужели они недостойны памяти?
Александр Солженицын на страницах «Архипелага ГУЛАГА» приводит замечательную русскую поговорку: Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет - тому два. Нашей стране и нашему городу самим решать ходить ли нам в свете, или окончательно скатиться во тьму.
P.P.S: Закон № N 1761-1 о реабилитации жертв политических репрессий принят в РФ 18 октября 1991 года указом призедента РФ, Борисом Ельциным и имеет целью: реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.