Пасха Крестная.

Apr 10, 2015 15:45



Мы часто свои житейские скорби и трудности называем крестом, но какая принципиальная разница между этим крестом и Крестом Иисуса? Да, у нас случаются тяжелые болезни, потери близких, проблемы в семье и на работе и пр., но они, как правило, сваливаются к нам на голову, мы этого не хотим и потом пытаемся что-то с этим сделать. С Крестом Иисуса все иначе. Иисус намеренно и методично, абсолютно осознанно подводит события ко Кресту. Это может показаться просто какой-то безумной авантюрой! Все понимали, что не нужно Ему идти в Иерусалим. Он сам знал, что Его хотят убить! Но Он идет в святой город и не только не прячется, а делает все, чтобы усугубить ситуацию. В полноте это понял только Иуда. Он понял, что ждет их Учителя, к чему все это приведет. Остальные ученики, конечно, слышали от Иисуса о Кресте, но, наверное, находились, под впечатлением от Его Личности, были пьяны от вдохновения, которое переполняло их сердца, благодаря ученичеству у Иисуса. Но уже очень скоро нужно было протрезвиться и столкнуться с реальностью, которая оказалась очень страшной, просто ужасающей. Самый активный ученик Петр, не выдержал и спасовал, когда оказался в гуще тьмы, все остальные ученики тоже в страхе разбежались. Храброе мессианское войско покинуло поле битвы, оставив Мессию совсем одного.

Часто говорят: идти за Христом, следовать за Христом. А отдаём ли мы себе отчет, что это значит? Давайте посмотрим на жизнь Христа в период Его служения. Это же просто сценарий для триллера. Какие-то встречи, дебаты, споры, попытки уличить, покушения на убийства, побеги, конспирация. Все всегда напряжено до предела, все в постоянном движении. В одном месте радостно приветствуют, в другом прогоняют, в третьем пытаются убить. Никакой, принципиально никакой стабильности! Просто поразительно, как движение, основанное Иисусом, стало во многих случаях символом консерватизма и мещанства. Ведь мы видим, что в Евангелии Иисус просто взрывал реальность, Он был настолько направлен вперед, настолько подрывал основы мировоззрения, поведения, что часто даже ученики не вмещали это! А многие, как мы знаем, из Евангелия от Иоанна, даже со временем отошли от Него, так как не могли вмещать, что говорил Иисус! Он пировал с грешниками и с блудницами, он общался с самарянами. Он посягал на самые большие святыни Израиля: храм, землю, семью. Про первое он сказал, что его разрушат, что вообще скоро не в храме поклоняться будут, про землю - убегайте в горы, не защищайте ее, про семью - главные враги домашние.

Поэтому, у кого жизненный идеал и мечта: полная чаша, семья, камин и шашлык на выходные - бегите от Христа. А лучше даже не приближайтесь к Нему! Это опасно для вашей мечты, семьи, работы, вообще для здоровья! Если Вы все-таки уже пошли за Ним, то, пока не поздно, уходите, убегайте! Он вас обязательно втянет в какую-то безумную затею, что противоречит всем человеческим нормам. Вот скажите, Вы действительно хотите, чтобы Вашим Царем и Богом был тот, кто был отвержен всеми? Неужели Вы думаете, что можно быть Его учеником, а при этом не пережить то отвержение, которое пережил Он? Но разве не к тому, чтобы быть принятом в сообществе, быть своим в какой-то группе людей, к которой человек себя причисляет, разве не к этому стремится каждый нормальный человек? Но именно этого и не находит в конце Своей жизни Христос.

В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, которая стала прообразом Евхаристии, центрального таинства современной церкви. Да, сейчас все знают, что Причастие - это соединение с Богом. Но что значит - соединиться с Богом? Ведь любая религия, в которой есть Бог или боги подразумевает какое-то единение с Всевышним. Здесь же мы соединяемся со Творцом через Христа, который Сам есть и Бог и человек, единственный посредник между Богом и человеком. И это единение со Христом происходит через единение с Ним в страданиях и отверженности. Мы разделяем Чашу, которая есть Чаша страданий, за Тайной вечерей следует Крест. Поэтому каждый раз участвуя в Причастии мы провозглашаем свое единение с жизнью и участью Христа и готовность идти на Голгофу. По крайней мере так должно быть. Насколько так получается в реальной жизни - повод задуматься каждому из нас. Задуматься: Причастие - это вхождение в пространство отвержения и служения или стяжение определенной порции благодати, что дает метафизические гарантии стабильности, да и вообще всякую защиту от различных жизненных проблем и скорбей?

Ричард Бокэм библеист и богослов в своей книге «Иисус глазами очевидцев» размышляет, почему некие персонажи в Евангелии остались безымянными. Например, женщина, что помазала миром Спасителя. Тут вообще парадокс! С одной стороны, говорится, что о ней будет проповедано до концов земли, с другой, не названо ее имя! Не назван хозяин осла, хозяин горницы, где проходила Вечеря. Бокэм считает, что эти имена не названы евангелистом из-за того, чтобы не причинить вреда данным людям. Мы часто забываем, что Иисус был осужден, как бунтовщик, что выражалось в его мессианских притязаниях. Именно Его мессианство расценивалось как самая большая опасность. Иудейские власти боялись за свою власть, римские боялись восстания. Обвинение, которое было прибито ко Кресту: царь иудейский. Поэтому все те, кто как-то мог поддерживать Его мессианские притязания - соучастники. А, следовательно, им грозит опасность. Поэтому автор Евангелия от Марка, которое большинством ученых признается самим ранним, возможно написанным еще до иудейского восстания и разрушения второго храма, оставляет данных персонажей анонимными, чтобы не подвергать их опасности. То есть мы видим, что ученичество у Иисуса с самого начала было сопряжено с риском, с выходом из зоны комфорта и стабильности. Церковь с самого начала существовала в режиме опасности. Ее Основателя и Главу казнили как богохульника и бунтовщика, первого главу Иерусалимской церкви - Иакова убили. С самого начала на христиан были гонения и от иудеев и от язычников. Создается ощущение, что первые поколения христиан и вправду пытались подражать Христу, идя путем отвержения и Креста.

Обычно, говоря о Кресте, говорят о смирении и послушании, о любви. Все это верно, совершенно верно. Но мне кажется, очень часто забывают еще об одной составляющей Креста - свободе. Вообще свобода - это одно из ключевых понятий Библии. История израильского народа, как народа Божьего начинается со свободы, с освобождения. Мы знаем, что в центр ветхозаветной истории стоит Исход из Египта. Народ, чтобы стать Божьим, должен был стать свободным. Также и Христос. Он собирает новый народ, провозглашает новое освобождение! Дарует новую свободу. И эта свобода уже не та, что была дарована евреям во время Моисея. Эта свобода гораздо глубже, она освобождает человека на самом глубинном уровне. Именно поэтому какая-то внешняя и политическая составляющая уже не играет такой роли. Но, как показывает жизнь, человек готов к разным свободам: политическим, экономическим, но очень часто не готов к главной свободе -внутренней. Именно поэтому мир встретил Христа так враждебно, мир отверг Христа, потому что отверг и испугался той свободы, которую нес Иисус.

Именно в этой свободе возможно смирение, потому что свободному человеку не надо гордиться и как-то самоутверждаться, именно в этой свободе возможно подлинное послушание, потому что подлинное послушание - свободное принятие и согласие с иной волей, отклик на призыв. И, наконец, только в свободе возможна подлинная любовь. Потому что настоящая любовь абсолютно бескорыстна и ничем не обусловлена, и являет собой абсолютно свободный акт самоотдачи. Возможно, поэтому церковь в истории очень часто не являла собой пример любви и смирения, послушание подменяло подчинением, потому что где в начале исторического пути отказалось от свободы.

Да, в этом мире свобода тяжела. Путь свободного очень часто сопряжён с отверженностью и одиночеством, болью и страданием. Но этот же путь преисполнен необычайно радости и вдохновения, света и любви. Но что бы до этого дойти, нужно пройти Крест. Крест неизбежен, так как свободный человек всегда вступает в конфликт с природным устройством мира. От Креста не уйдешь, если хочешь стать гражданином нового мира. Отверженность и одиночество как путь к подлинному единству и братству, смерть, как путь к жизни. Это путь Христа, путь, который заканчивается Воскресением, освобождением из самого страшного плена - плена зла и смерти. И наша задача встать на это путь, пойти за Иисусом по этому волнующему, порою страшному и загадочному, порою кажущемуся безумному пути - пути свободы, пути Креста, пути Любви, в котором Воскресение и Новый мир, Новое творение.

Иисус, вера, библеистика, христианство

Previous post Next post
Up