И увидел Бог, как это хорошо (Быт.1:25).

Mar 26, 2015 01:07



Как бы ни отличались взгляды верующих и неверующих на происхождение мира, конец все предрекают миру довольно мрачный. Наука нам говорит, что через пять миллиардов лет наша Вселенная прекратит свое существование, верующие говорят, что в конце времен Бог уничтожит мир! Даже такая фраза появилась - конец Света! Апокалипсис у всех ассоциируется с полным уничтожением планеты. Этот мир будет уничтожен, шансов у нас нет. Это может быть Бог, ядерная война или зомби-апокалипсис, глобальное обледенение и пр.

Ну ладно, пусть неверующие люди имеют такое видение о судьбе мира. Для язычества характерно представление о цикличности существования космоса, когда мир, проходя определенные стадии своего существования, уничтожается (например у стоиков). Но что удивительно, христиане очень часто придерживаются такого же мировоззрения! Вообще, создается ощущение, что гностицизм со своим презрением к плоти и материи, побежденный когда в первые века, теперь снова расцветает, при этом расцветает в христианских церквях!

Но скажите, зачем Богу уничтожать мир, который Он с такой любовью и заботой творил? Мир, который он поручил Своему самому лучшему творению - человеку? И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт.2:15). То есть изначально мир не предназначался для уничтожения. Наоборот! Его надо было возделывать и хранить! Потому что он творение Божье. Да, человек с этим заданием не справился. Мир стал жертвой греха человека. Тот, кому было поручено заботиться о мире, разорвал отношения с Богом, с источником всей жизни. Человек был опосредующим звеном между миром и Богом, поэтому после грехопадения весь мир погрузился во тьму, в нем появилось зло и жестокость. И что получается. Человек все-таки спасется, а вот мир, который из-за него пострадал, будет уничтожен! Почему, в чем логика? А не значит ли это, что если человек, который был посредником между Богом и миром, восстановив свои отношения с Богом, и мир снова приведет ко Творцу? Разве апостол Павел не об этом же пишет? Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим.8:22,23).

Иногда в защиту уничтожения всего мира (звучит забавно, конечно) приводят вот этот отрывок из Писания. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3:9,10). Но я думаю, тут очевидно, что под «землей» и «всеми делами» подразумевается зло и грех. Потому что в 13 стих говорится. Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет.3:13). Что же мы должны подразумевать под «новым» в Новом Завете? Что-то совершенно иное или обновленное и преображенное прежнее? Очевидно, что последнее.

У нас есть один пример уже будущего обновленного естества. Воскресший Господь. Писание говорит, что, с одной стороны, у Иисуса тоже самое тело, с другой стороны, мы видим, что оно совершенно новое, не подверженное тлению, с новыми свойствами. Поэтому новое в данном случае мы должны понимать никак что-то совершенно иное, но обновленное и преображенное старое. В этом же ключе нужно понимать и следующий отрывок, который жаждущие тотального уничтожения часто приводят. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Откр.21:1). Новая земля и небо - это Царство Божье. О нем молился Иисус: «да придет Царствие Твое и на земле, как на небе». На этой земле - грешной и несчастной, пораженной злом, и жаждущей исцеления.

Наши тела они соприродны этому миру, в этой части нашего естества мы идентичны ему, поэтому если мы верим в телесное воскресение, значит, мы верим в то, что материя тоже переходит в вечность. Да, это будет в неком новом, преображенном состоянии. Но если это касается наших тел, то почему это не касается всей остальной материи, всего остального творения?
В ответ на эти размышления иногда можно услышать обвинения в том, что все это похоже на учение свидетелей Иеговы. Да, какое-то внешнее сходство есть. Но их отличает, на мой взгляд, довольно грубый позитивизм и рационализм, когда даже количество людей подсчитано, которые будут жить в этом новом мире. Поэтому, на мой взгляд, нет смысла такому позитивистскому взгляду на Царство Божье противопоставлять мироотрицающую гностическую доктрину.

Крайне вдохновляюще и в тоже время загадочно звучат слова Павла.
А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. (1Кор.15:24-27). Этот пассаж оказывается совершенно бессмысленным, если всему миру подлежит уничтожение! Во-первых, какое Царство будет предано Богу и Отцу, если весь мир будет уничтожен? Небеса? Но Он и так там царствует. Проблема с царствованием Бога была на земле, где люди предпочитают кланяться другим богам. Со смертью тоже абсурд получается. Вроде как Бог ее побеждает, при этом уничтожает весь мир!

Что же это значит для нас, для христиан? Это значит, что главная ответственность за судьбу всего мира, всей Вселенной лежит на христианах. Они подлинные творцы истории. Их участие в мире не пассивное и эскапистское, а самое деятельное, активное и творческое. Гностическая позиция мироотрицания, ожидания своего отправления на небеса уводит нас от нашего призвания, а значит, уводит нас от Бога. Да, христиане, безусловно, не от мира сего. Но это значит, что они уже живут здесь по законам того мира. Это совсем не значит, что христиане должны бороться за власть и становится политической силой. Мы видим из истории, что тут христиане попадают в ловушку, они становятся рабами мира сего¸ потому что начинают жить по его законам. Наша же задача жить в мире сем. Именно в этом мире, но по законам иного, преображая этот мир, и ожидая Пришествия Сына Человеческого, который окончательно завершит преобразование этого мира в новый. Наша задача готовить этот мир к Пришествию, чтобы как можно меньше было сожжено в огне, и как можно больше вошло в Новый мир, в Новую землю. Это означает нашу ответственность во всех сферах человеческой жизни, прежде всего, безусловно, в духовной, но в том числе в таких сферах, как общество и экология. Мы не можем занимать нейтральную позицию, когда совершается беззаконие и насилие, унижают слабых, убивают беззащитных. Мы не должны спокойно наблюдать, как загрязняют воздух, воду, мучают животных. При этом мы не должны поддаваться на искушение искоренить одно зло другим и использовать насилие как допустимый инструмент. Историческая церковь, к сожалению, полна таких примеров. И мы видим, к чему это в конце концов привело - мир так и не стал христианским, а стал наоборот больше дистанцироваться от церкви. Поэтому, отказавшись от цезаропапизма и папоцезаризма, от всякого гностицизма, нам необходимо также обновить все смыслы, все наше христианское призвание, и в полноту сил вступить в Божье дело спасения и преображения всего творения.

христианство, Писание

Previous post Next post
Up