В понедельник был на каноне преп. Андрея Критского. Как никогда ранее он показался мне каким-то невероятно трагичным, каким-то надрывом. И тут я задался вопросом, как это совместить с радостью Благовестия? Ведь весь тон, все сообщение покаянного канона так не похоже на самое яркое свидетельство о жизни апостольской церкви - книгу Деяний. Откуда этот долгий плач… Ведь это творение рук уже христианина, тем более человека святой жизни…
И тут я подумал, что это не просто плач отдельного человека, это не просто вопрос личной духовности. Это плач всей церкви. Христианская церковь оставила своего Жениха. Да, мы знаем, что Церковь, как Тело Христово свята, но есть же и церковь с маленькой буквы, ее видимая часть, которая должна воплощать в себе Церковь с большой. Но христиане оставили свое призвание, церковь и ее члены прельстились миром сим… Христиане перестали взыскивать Царство Божие. Они стали его искать здесь, на земле. И поэтому снова подпали под власть духов тьмы и зла. Что же случилось? Как это произошло? Ведь была же Пятидесятница, ведь Дух сошел на учеников, почему впоследствии христиане Его растеряли…
Да, до конца Дух никогда не покидал и не покинет Церковь, но почему с каждым столетием все теснее и теснее Ему в церкви? Это чувствовали люди святой жизни. Это чувствовали люди, которые хотели идти за Христом до конца, которые не могли и не хотели жить раздвоенной жизнью. Монашество было попыткой христианам оставаться бескомпромиссными учениками, но и оно со временем встроилось в мир... Как важно нам, христианам, понимать, что центральный вопрос не в нашем личном спасении. Вопрос в спасении и преображении этого мира, вопрос в спасении нашего ближнего. Вопрос в том, будет ли в мире торжествовать любовь, красота или тьма, зло и ненависть поглотят космос. Мы те, кто призван рассеивать хаос, давать возможность Свету изливаться в мир, но мы сами стали сынами тьмы и препятствием для света.
Великий пост помимо всех других смыслов - это знак падения и отступничества всех христиан. Это свидетельство того, что мы забыли Христа, мы - церкви, исповедующие Христа, стали Его гонителями. Мы, призванные быть светом миру, стали тьмой, от которой шарахается мир. Мир нам не верит. Да, были и есть отдельные ученики, которые сохраняют свое призвание, которые светят несмотря ни на что. Но они нас не оправдывают, не оправдывают наше существование, нашу воистину дьявольскую теплохладность и равнодушие. Более того, они нас обличают. И мир, смотря на них и на нас, говорит словами Ницше, что последнего христианина распяли 2000 лет назад.
Но надежда есть… В третьей части «Властелина колец» Арагорн приходит к древнему народу, который много веков назад нарушил обеты, данные Гондору, и за этот был проклят, бестелесными тенями скитался по миру, не находя себе покой. Но пришел король и дал клятвопреступникам шанс искупить вину в последней битве у стен Минас - Тирита…
Может, настало время и для нас снять бремя проклятья и исполнить свои обеты? … Вы слышите? Может, и для нас настало время «возвращения короля»?