Александр Ложкин, профессор Международной академии архитектуры, председатель оргкомитета фестиваля «Золотая капитель»:
- В сибирской архитектуре сегодня есть реалии, а есть тенденции, которые сочетаются друг с другом довольно сложно. Реалии: на рынке присутствуют достаточно банальные, доставшиеся нам от советских времен строительные технологии и столь же банальные, пришедшие из 1990-х годов технологии девелопмента. И то, и другое - вещи укоренившиеся, стабильные и статичные; строительные технологии у нас не очень модные и продвинутые, а девелоперские - ориентированы лишь на продажу квадратных метров. О качестве этих метров задумываются ровно настолько, насколько оно влияет на продажи.
Тенденции же несколько обнадеживают. Сейчас происходит переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». До настоящего времени мы жили в период дефицита недвижимости, когда все, что строилось, тут же продавалось. Теперь выясняется, что не все можно продать, покупатель становится более разборчив, с рынка уходит спекулятивный капитал. Это заставляет девелоперов искать новые пути, которые лежат в области применения новых для нас, но давно известных в мировой практике проектных решений и строительных технологий. В краткосрочной перспективе происходящая смена рынков приведет к падению продаж и снижению строительной активности, в долгосрочной же все выглядит достаточно позитивно. Тот, который сможет перестроиться и пройдет нынешний кризис с наименьшими потерями, сможет создавать действительно качественное жилье, формировать удобную и комфортную среду обитания. Когда мы переходим на «рынок покупателя», встает вопрос о качестве этой среды. Архитектура - собственно и есть проектирование среды обитания, а отнюдь не зданий или фасадов, как многие думают.
Изменяются требования к архитекторам. Последние 17 лет у нас наиболее успешными были архитекторы, проектировавшие квадратные метры, подстраиваясь под требования заказчика: быстро, с максимальным выходом полезных площадей, ориентируясь на те технологии, которые есть у застройщика и без особых формальных и функциональных заморочек. Приходит время думающих архитекторов, которые могут предложить нестандартные решения. Стоит заметить, что вопрос готовности к изменению рынка касается всех - и девелоперов со строителями в том числе.
Каждый город имеет свое лицо, каждый уникален и неповторим. Лицо города определяют так называемые landmark buildings - символические, знаковые объекты. В городах, где сохранился исторический центр, роль знаковых объектов выполняют памятники архитектуры. Но лицом города могут стать (и во многих городах становятся!) новые концептуальные здания. Если говорить о Новосибирске, то, к сожалению, пока у нас лицо города - лишь немногочисленные архитектурные памятники прошлого. Новых объектов, которые могли бы сегодня претендовать на некую символическую функцию, пока нет. То, что строится или уже построено, в большей или меньшей степени повторяет существующие мировые стереотипы. В каждом большом городе есть стандартные, мало отличающиеся друг от друга высотки из стекла и бетона. Для нас они в новинку, и мы готовы рукоплескать их появлению, но чем они отличаются от тысяч подобных зданий в Европе, Америке, Азии? Знаковые объекты - это здания, способные разрушать стереотипы, в том числе архитектурные. Таких у нас пока нет.
Ситуация в других сибирских городах, за исключением Барнаула, похожа. По сравнению с ними Новосибирск выглядит неплохо. Но не потому, к сожалению, что здесь хорошая архитектура, а потому, что здесь есть впечатляющая динамика роста. Это количественный рост, пока не перешедший в качество. А в Барнауле существует осознанное, признанное бизнесом понимание качества архитектуры. Там уделяется внимание архитектурному облику объектов, и архитектура рассматривается как важный фактор продаж.
Мысли других умных людей