Об экспертизе предмета охраны новосибирского Оперного

Mar 02, 2016 16:15



Начальнику управления по государственной охране
объектов культурного наследия Новосибирской области

А.В. Кошелеву
Предложения по результатам общественного обсуждения Акта по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведенной с целью уточнения сведений об объекте культурного наследия «Здание Новосибирского театра оперы и балета» по адресу: Новосибирская обл., г. Новосибирск, Красный пр., д. 36, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ

Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области (далее - Управление) опубликован в сети интернет
«Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведенной с целью уточнения сведений об объекте культурного наследия «Здание Новосибирского театра оперы и балета» по адресу: Новосибирская обл., г. Новосибирск, Красный пр., д. 36, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» (далее - Акт), составленный экспертом Егоровой Т.Г. 15.12.2015. При изучении данного документа обнаружены признаки несоответствия заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия, нарушения установленного порядка проведения экспертизы, представления для проведения экспертизы документов, содержащих недостоверные сведения.

1. Заказчиком государственной историко-культурной экспертизы (далее - ГИКЭ) в пункте 3 Акта указано ООО «Стройэксперт». Организатор государственной историко-культурной экспертизы в Акте не указан, распорядительный документ о назначении ГИКЭ к Акту не приложен.

Объектом ГИКЭ, согласно п.6 Акта, являются документы, обосновывающие включение объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета» по адресу: Новосибирская обл., г. Новосибирск, Красный пр., д. 36 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Полномочия по принятию решений о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия федерального значения отнесены, в соответствии с п.11 ст. 9 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (Министерства культуры РФ).

В соответствии с п.2.1 ст. 31 73-ФЗ организация проведения историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа, осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия - Министерством культуры РФ. По нашим сведениям, Министерство культуры РФ распорядительного документа о назначении ГИКЭ по данному вопросу не издавало.

Вывод 1: нарушен установленный порядок проведения историко-культурной экспертизы.

2. Объектом историко-культурной экспертизы в п.6 Акта указаны документы, обосновывающие включение объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета» по адресу: Новосибирская обл., г. Новосибирск, Красный пр., д. 36 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Состав заключения ГИКЭ определен п.2 ст. 18 73-ФЗ. В Акте отсутствуют:

-       предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 ст. 18 73-ФЗ сведения о виде объекта;

-       предусмотренные подпунктом 7 пункта 2 ст. 18 73-ФЗ сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая текстовое и графическое описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

Вывод 2: заключение ГИКЭ не соответствует требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия - составлено не в полном объёме.

3. В соответствии с п. 1 ст. 31 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия. Ремонтно-строительные работы в помещениях зрительской части объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета» без получения предусмотренного 73-ФЗ разрешения Управления по государственной охране объектов культурного наследия были начаты в августе 2015 г. (письмо Управления от 14.12.2015 № 2454-04/44) и завершены до 13 ноября 2015 г., когда театр был открыт после ремонта для зрителей. При проведении ремонтно-строительных работ было проигнорировано предписание Управления от 27.08.2015 г. о приостановке всех внутренних работ в фойе и зрительном зале.

Акт государственной историко-культурной экспертизы в нарушение требования закона составлен 15 декабря 2015, т.е. после начала и завершения незаконно проведенных ремонтно-строительных работ, оказавших прямое воздействие на объект культурного наследия. Предложенное экспертом Егоровой Т.Г. уточнение сведений об объекте культурного наследия в предмете охраны изменяет описание тех особенностей объекта (являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению), которые были нарушены в ходе незаконно проведенных работ. Таким образом, нарушены принципы историко-культурной экспертизы, установленные статьёй 29 73-ФЗ: принцип научной обоснованности, объективности и законности и принцип презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности.

Вывод 3: нарушен установленный порядок проведения историко-культурной экспертизы - историко-культурная экспертиза проведена после начала работ, оказавших воздействие на объект культурного наследия.

4. Приведенные в приложении №4 «Материалы фотофиксации» к Акту фотографии недостоверны: экспертом Егоровой Т.Г. заявлена дата съёмки 02.11.2015 (автор съёмки Т.Г. Егорова). При этом на фотографических снимках фасадов объекта культурного наследия (снимки 1-4) показана зелень травы и деревьев. По погодным условиям Новосибирска в 2015 году зелень на деревьях отсутствовала с конца сентября месяца. По данным архива погоды сайта eurometio.ru (http://www.eurometeo.ru/russia/novosibirskaya-oblast/novosibirsk/archive/201511/) температура воздуха в Новосибирске 02.11.2015 составляла от -5 до -7оС, лежал снежный покров.

Показанные на фотографиях интерьеры объекта культурного наследия (снимки 5-51) не содержат изменений, произошедших после проведенных без разрешения работ летом-осенью 2015 г. Объём ремонтно-строительных работ, необходимых для приведения интерьеров, зафиксированных на фотографиях, датированных 02.11.2015, к состоянию на момент открытия здания после ремонта 13.11.2015, невозможно осуществить за 10 дней.

Вывод 4: приложение №4 к Акту «Материалы фотофиксации», послужившее основанием для заключения ГИКЭ, содержит недостоверные сведения.

5. В соответствии с п. 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, в заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) уточнения сведений об объекте культурного наследия. В п.3 Акта «Вывод экспертизы» однозначный вывод об обоснованности или необоснованности уточнения сведений об объекте культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета» отсутствует, экспертом лишь констатируется факт «уточнения сведений» и приводится «рекомендованный предмет охраны».

Вывод 5: заключение историко-культурной экспертизы не соответствует требованиям Положения о государственной историко-культурной экспертизе.

6. К Акту приложено приложение №11 «Заключение по петрографическому и статиграфическому анализу покрывочных и окрасочных слоев помещений здания на предмет определения ориентировочной даты отделки помещений здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Красный Проспект, 36» (шифр 000127), выполненное ООО «Гермес» (далее - Заключение). На Заключении отсутствует подпись генерального директора ООО «Гермес» Файзулиной И.А. и печать ООО «Гермес» (с.3 Заключения), что не позволяет квалифицировать Заключение как достоверное.

В соответствии с п. 1 ст. 40 73-ФЗ научно-исследовательские и изыскательские работы, проводимые на объекте культурного наследия, относятся к работам по сохранению объекта историко-культурного наследия. В соответствии с п.6 ст. 45 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Копия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объектах культурного наследия к Заключению не приложена.

Работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, не включенного в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ, в соответствии с пп. 1, 2 ст. 45 73-ФЗ проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выдаваемых региональным органом охраны объектов культурного наследия. Задание на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ, выдаваемое Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области к Заключению не приложено. Разрешение на производство научно-исследовательских и изыскательских работ, выдаваемое Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области к Заключению не приложено.

Исследование, результатом которого стало Заключение, проводилось в период с конца ноября по 10 декабря 2015 года, т.е. после окончания проведенных без разрешения ремонтно-строительных работ, оказавших прямое воздействие на объект культурного наследия, что является нарушением п. 1 ст. 31 73-ФЗ.

Вывод 6: при подготовке Заключения был нарушен установленный законодательством порядок проведения научно-исследовательских и изыскательских работ. Эксперт Егорова Т.Г. составляла Акт на основании Заключения, достоверность которого не подтверждена ответственным лицом организации, составившей Заключение.

7. К Заключению приложено Приложение 1 «Аналитическое исследование образцов внутренней отделки помещений Объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета» (шифр ТО-ВИ/432-2015), выполненное ООО «Строй-Эксперт» (далее - Исследование).

Исследование выполнено ООО «Строй-Эксперт», которое является заинтересованным в результате историко-культурной экспертизы лицом - заказчиком Государственной историко-культурной экспертизы.

На Исследовании отсутствуют подпись генерального директора ООО «Строй-Эксперт» Постовар С.Г., печать ООО «Строй-Эксперт» (с.13 Заключения), подписи исполнителей (с.14 Заключения), что не позволяет квалифицировать Исследование как достоверное.

Исследование выполнено на основании Технического задания, выданного ООО «Гермес», а не на основании задания, выданного Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, что противоречит требованиям законодательства. Копия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - проведение научно-исследовательских и изыскательских работ на объектах культурного наследия, разрешение на производство научно-исследовательских и изыскательских работ, выдаваемое Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области к Исследованию не приложены. При этом проводимые ООО «Строй-Эксперт» научно-исследовательские и изыскательские работы оказывали прямое воздействие на объект культурного наследия, поскольку при исследовании использовался «первфоратор AEG с насадкой в виде коронки» (с.19 Заключения).

Вывод 7: при проведении Исследования был нарушен установленный законодательством порядок проведения научно-исследовательских и изыскательских работ. Эксперт Егорова Т.Г. составляла Акт на основании Исследования, достоверность которого не подтверждена ответственным лицом организации, составившей Заключение, и исполнителями.

8. ООО «Гермес» в Заключении указывает, что исторических окрасочных слоёв, относящихся к 1930-1950 гг. в помещениях здания не обнаружено., все окрасочные работы проведены в 1960-2015 гг. (с. 10 Заключения). Как свидетельствуют фото 1, 2, 7, 9, 11, 14, 17, 23, 28 (сс. 20-38 Заключения), отбор образцов был, в нарушение п. 1 ст. 31 73-ФЗ, проведен уже после окончания самовольных ремонтно-строительных работ 2015 года, т.е. на момент исследования исторический красочный слой мог быть полностью или частично удален. Таким образом, на момент проведения исследования объект культурного наследия был подвергнут воздействиям, оказавшим влияние на него, получить достоверные сведения об исторических красочных слоях становится невозможным.

В Заключении указывается, что «Последующая окраска разноплановая, в основном оттенки светлого и красного цветов…» (с. 9 Заключения), что не соответствует результатам Исследования. Окраска оттенками красного цвета присутствует в образцах №1, №3, №4, в верхнем красочном слое - это окраска терракотой, произведенная в ходе несанкционированных ремонтно-строительных работ осенью 2015 года. В более ранних слоях окраска красными цветами, согласно результатам Исследований, отсутствует.

Также краска синего цвета, которой в ходе ремонтно-строительных работ 2015 года был окрашен вестибюль 2-го этажа, присутствует только в верхнем красочном слое образце №8 (в слое 2015 года).

Вывод 8: «Заключение по петрографическому и статиграфическому анализу покрывочных и окрасочных помещений здания на предмет определения ориентировочной даты отделки помещений здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, Красный Проспект, 36» (шифр 000127), выполненное ООО «Гермес» и представленное эксперту ГИКЭ Егоровой Т.Г. содержит недостоверные сведения.

9. В п. 3 Акта «Обоснование выводов экспертизы о необходимости уточнения предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета» (с.10) констатируется, что, «по результатам спектрального послойного анализа [проведенного в рамках проекта реставрации 2002-2005 гг.] был сделан вывод о том, что «на протяжении всего периода существования объекта колористическое решение интерьеров зрительской группы в целом сохранялось. Этот вывод послужил основанием для разработки в 2002-2005 гг. проектных предложений по колерам интерьеров зрительской группы». Эксперт Егорова Т.Г. указывает на недостаточность проведенных в 2002-2005 гг. технологических исследований и сообщает, что в ходе проведенной экспертизы недостаточность исследований была восполнена. Констатируется, что результаты петрографического и стратиграфического исследований показали, что исторических окрасочных слоев, относящихся к 1930-1950 гг. в помещениях здания не обнаружено, все окрасочные работы выполнены из материалов, относящихся к 1960-2015 гг. Архивные изыскания документов, содержащих указания на цветовую палитру интерьеров, не выявили.

Действительно, в интерьерах зрительской части в 1990-х и 2004-2005 гг. в соответствии с согласованной научно-проектной документацией и разрешениями, выданными органами охраны объектов культурного наследия, проводились масштабные реставрационно-восстановительные работы, а в 2015 г. без получения согласований и разрешений были проведены самовольные ремонтно-строительные работы, в ходе которых ранние красочные слои могли быть удалены.

Исследованиями 2015 г. не опровергнуты выводы исследований 2002-2005 гг. о том, что «на протяжении всего периода существования объекта колористическое решение интерьеров зрительской группы в целом сохранялось». Тем не менее, эксперт Егорова Т.Г. рекомендует изменить подпункт 1 пункта 4 Предмета охраны с «цветовое решение интерьеров зрительской группы» на «цветовое решение интерьеров зрительской группы - в соответствии со стилистикой объекта», что позволяет вольно трактовать данный пункт предмета охраны, допускает наличие авторских реконструкций и противоречит презумпции сохранности объекта культурного наследия. Обращение при реставрации к аналогам, а тем более «к стилистике», «контексту архитектурно-художественного стиля» (с.12) допустимо только в случаях, когда отсутствует информация об историческом облике объекта культурного наследия, что противоречит сделанным экспертом выводам. Рекомендация эксперта Егоровой Т.Г. легитимизирует изменения, незаконно осуществленные в интерьерах театра при проведении самовольных строительно-ремонтных работ в 2015 г.

Вывод 9: изменение в Предмете охраны описания цветового решения интерьеров (подпункт 1 пункта 4 Предмета охраны) противоречит презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности, содержащейся в ст. 29 73-ФЗ.

Продолжение

Previous post Next post
Up