«ПОСЛЕВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА»
Финализированная версия, созданная с учетом обсуждений на круглых столах "Золотой капители"
Тезисы. Часть 2.
(
начало)
Данный документ разработан как open source (открытый ресурс, свободный для использования, в т.ч. кандидатами в мэры) с использованием материалов обсуждений на интернет-ресурсах www.skyscrapercity.com (новосибирская ветка), www.facebook.com, www.alexander_loz.livejournal.com, на круглых столах в рамках проекта «Пятерка для мэра» 18-го Открытого российского архитектурного фестиваля «Золотая капитель» и передан в общественное пользование.
Документ разработан не как предвыборная программа, а как дорожная карта, которая может лечь в основу действий муниципалитета в сферах градостроительной, транспортной, экологической политики, благоустройства и организации местного самоуправления.
Автор-составитель: Александр Юрьевич Ложкин, профессор Международной академии архитектуры, отделение в Москве (МААМ), член Российского объединения планировщиков (RUPA).
3. ТРАНСПОРТ
Безусловный приоритет пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта. Создание инфраструктуры, делающей перемещения на общественном транспорте, велосипедом, пешком комфортным и безопасным.
Стимулирование отказа от пользования личным автомобилем.
Привлечение к выработке решений по организации транспортной сети ведущих мировых специалистов-практиков.
Транспорт туда, где люди, строить там, где транспорт. Взаимная увязка транспортной и градостроительной политики.
Мультимодальная транспортная система, основанная на максимально эффективном использовании и развитии уже имеющегося потенциала транспортной системы: развитие метро, электропоездов, трамвая (скоростного и обычного), скоростного автобуса в зависимости от конкретных условий.
Экономное использование ресурсов. Оценка эффективности транспортных проектов. Отказ от дорогостоящих малоэффективных проектов.
Последовательная реализация дорожных проектов. Не допускать начало новых крупных строек до завершения старых.
Создание единых муниципальных стандартов качества перевозок и организации улично-дорожной сети.
3.1. ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ
Разработка транспортной стратегии в увязке с градостроительной стратегией в рамках стратегического мастер-плана и генплана города.
Увязка градостроительной и транспортной стратегий в рамках стратегического мастер-плана и генплана.
Сравнительная оценка сценариев развития транспортных коммуникаций, оценка (экспертная и путем математического моделирования) последствий того или иного решения в области транспортного строительства, развития систем общественного транспорта, развития территорий, приводящего к существенному изменению их параметров.
3.2. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК
Разработка муниципального стандарта качества перевозок общественным транспортом с ориентацией на потребности пассажира и численно измеримыми показателями, оценивающими:
1. Скорость и длительность поездки - интервалы и период движения, бесперебойность, скорость перемещения по городу «от двери до двери».
2. Удобство поездок - комфорт ожидания, подхода и пересадки, посадки и высадки, пребывания в салоне.
3. Оплата проезда - суммарные затраты среднего пассажира, удобство тарифной системы, удобство технологии сбора платы за проезд.
4. Информационное обеспечение - наличие информации на остановках о маршрутах и расписании, их изменениях, оперативная информация о прибытии, информация внутри салона, информирование в интернете.
5. Безопасность - общественная и техническая, экологичность.
6. Эффективность ОТ для транспортной системы и города в целом.
3.3. РАСПИСАНИЕ
Установление перевозчикам общественным транспортом расписания с отправлением последних рейсов с конечных остановок в 24:00 вне зависимости от района обслуживания; установление интервала движения в вечернее время не более 30 минут.
Введение жесткого контроля за соблюдением перевозчиками расписания и мер ответственности за нарушение контракта.
Введение ночных маршрутных такси по основным магистральным направлениям не реже 1 раза в час, в т.ч. в отдаленные районы.
3.4. ЕДИНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ
Преобразование ЦУГАЭТ в единую муниципальную управляющую транспортную компанию, координирующую перевозки общественным транспортом, организацию дорожного движения, транспортное строительство.
3.5. КОНТРАКТЫ НА ПЕРЕВОЗКУ
Постепенный переход от сдачи маршрутов в концессию к заключению контрактов на перевозку, по которым мэрия несет ответственность за перевозку пассажиров, взимает с них плату за проезд и приобретает услугу по перевозке у частных, муниципальных и государственных транспортных компаний, а транспортные компании получают оплату от муниципалитета за выполнение расписания и обеспечение качественных условий перевозки.
3.6. ЕДИНЫЙ БИЛЕТ
Введение единого повременного билета на все виды общественного транспорта, включая метрополитен и городскую электричку: «90 минут - по одному билету».
Введение гибкой системы тарифов на общественный транспорт, системы проездных билетов, стимулирующих отказ от индивидуального автомобиля и ежедневное пользование общественным транспортом. Для людей, пользующихся общественным транспортом ежедневно, цена проезда «от двери до двери» должна быть ниже, для разовых поездок - выше.
3.7. АУТСОРСИНГ И ДОТИРОВАНИЕ МАРШРУТОВ
Переход от дотирования муниципальных автобусных парков к дотированию низкомаржинальных маршрутов с заключением контрактов на перевозку.
Постепенный отказ от муниципального автобусного парка; передача муниципальных автобусных маршрутов частным компаниям при введении ответственности за нарушение расписания и необеспечение комфортных условий перевозки.
3.8. ПЕРЕХОД К ТРАНК-ФИДЕРНОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕВОЗОК
Постепенный (в течение 5-10 лет) переход к транк-фидерной модели городских перевозок общественным транспортом, сочетающей скоростные магистральные маршруты с большим пассажиропотоком и малым количеством остановок (городская электричка, метро, скоростной трамвай, скоростной автобус) и подвозящие маршруты автобусами малой и особо малой вместимости.
В перспективе 10 лет - полное обновление городского автобусного транспорта в соответствии с транк-фидерной моделью перевозок.
3.9. ПРИОРИТЕТНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА
Приоритетное финансирование развития городского наземного электрического транспорта как экологичного вида транспорта большой провозной способности:
- закупка нового подвижного состава с приобретением исключительно низкопольных моделей, обеспечивающих возможность пользования инвалидами-колясочниками с полным обновлением парка в течение 10 лет.
- ремонт и реконструкция путей и контактной сети с приведением сети в нормативное состояние в течение 10 лет.
Принятие программ «Новосибирский трамвай», «Новосибирский троллейбус». Развитие трамвая как скоростного вида транспорта высокой провозной способности и троллейбуса как основного подвозящего транспорта к станциям метро и основного транспорта, осуществляющего перевозки в центральной части города.
Устранение в перспективе 10 лет дублирования линий городского электрического транспорта и метро автобусом.
3.10. ОБНОВЛЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Включение в договоры с перевозчиками условий по качеству подвижного состава, обеспечивающих постепенное (в течение 5-10 лет) обновление парка исключительно низкопольными моделями, предусматривающими возможность пользования инвалидами-колясочниками и родителями с детскими колясками.
3.11. БОРЬБА С НЕЛЕГАЛЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗЧИКАМИ
Борьба с нелегальными перевозчиками имеющимися законными средствами, в т.ч. через инструментальный контроль использования полос для движения маршрутных транспортных средств и остановок маршрутных транспортных средств.
3.12. ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ И СКОРОСТНОЙ АВТОБУС
Обеспечение безусловного преимущества для движения общественного транспорта: организация и строительство выделенных полос (в первую очередь в местах с затрудненным движением), строительство выделенных полос при реконструкции улиц и проектировании развязок.
Организация линий скоростного автобуса (BRT) в направлении ОбьГЭС и Краснообска, скоростного троллейбуса на Ключ-Камышенское плато, а также временных линий BRT в районы, куда планируется строительство линий скоростного трамвая и метро.
3.13. СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ
Разработка схемы развития скоростного трамвая в рамках единой транспортной стратегии.
В ближайшей перспективе модернизация линии трамвая в направлении жилмассива «Затулинский» в линию скоростного трамвая. Обособление линии трамвая по ул. Б.Хмельницкого и строительство участка скоростного трамвая в направлении жилмассивов «Родники» и «Снегири».
В перспективе 5-10 лет строительство участков скоростного трамвая в направлении жилмассивов «Плющихинский» и «Чистая Слобода».
В отдаленной перспективе строительство линии скоростного трамвая в направлении Северо-Чемского, Южно-Чемского жилмассивов.
3.14. МЕТРОПОЛИТЕН
Разработка новой схемы развития метро в рамках единой транспортной стратегии.
В перспективе 5-10 лет - прокладка Ленинской и Дзержинской линий метрополитена до станций «Гусинобродская» и «Пермская» со строительством транспортно-пересадочных узлов с междугородними автовокзалами на них.
Рассмотреть возможность строительства в отдаленной перспективе линии легкого метро в левобережной части города (по ул. Троллейной и Петухова), соединяющей все основные жилмассивы с Ленинской линией метрополитена и городской электричкой, с последующим строительством второго метромоста, соединяющего данную линию с Дзержинской линией.
3.15. ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА
Организация городской электрички в южном направлении (Академгородок-Бердск) с интервалом не более 30 мин. Перенос остановочной платформы «Обское море» к Бердскому шоссе и организация там транспортно-пересадочного узла «Университет».
Реконструкция железнодорожных путей и организация городской электрички в восточном и западном направлениях.
3.16. ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ
Проектирование и строительство в ближайшие годы первых транспортно-пересадочных узлов для удобной пересадки между различными видами транспорта («Речной вокзал», «Площадь Маркса», «Университет»).
Строительство в перспективе 5-10 лет транспортно-пересадочных узлов во всех важнейших транспортных узлах.
3.17. АВТОВОКЗАЛЫ
Предусмотреть размещение междугородних автовокзалов в составе транспортно-пересадочных узлов в районах станций метро «Гусинобродская», «Пермская» и «Речной вокзал», а также транзитной междугородней автостанции в составе транспортно-пересадочного узла «Университет» на Бердском шоссе.
3.18. ПЕРЕХОДЫ
Отказ от практики сокращения числа пешеходных переходов и строительства надземных пешеходных переходов (кроме магистральных дорог), как не обеспечивающих условия комфортного передвижения для маломобильных групп населения. Обеспечение приоритета движения пешеходов и велосипедистов.
Устройство только регулируемых пешеходных переходов (в т.ч. со светофорами «по вызову») и островков безопасности на улицах с числом полос движения более 2-х в каждом направлении.
Устройство пешеходных переходов на городских улицах в жилых зонах (кроме магистральных дорог) не реже, чем через 100 метров.
3.19. ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРА
Разработка и начало строительства сети велодорожек, велопрокатов, строительство велостоянок и иной велоинфраструктуры. Создание муниципального велопроката с сетью станций в центре, в микрорайонах и на основных пересадочных узлах.
Строительство и модернизация велосипедной сети с постепенным наращиванием маршрутов и выстраиванием иерархической структуры:
- главная сеть, формируемая основными велосипедными маршрутами, предназначенными для поездок на длинные и средние расстояния со строительством выделенных велодорожек;
- второстепенная сеть, предназначенная для доступа велосипедистов к целевым местам передвижения (в меньшей мере отделена от автомобильного движения и допускает размещение велосипедистов непосредственно на проезжей части улиц с выделением разметкой).
Разработка и утверждение муниципального стандарта велоинфраструктуры.
Строительство велостоянок, в том числе охраняемых «перехватывающих». Приведение велодорожек в нормативное состояние по обособленности, ширине, уклонам съездов.
Обязательное строительство велодорожек при реконструкции и капитальном ремонте улиц.
3.20. ПАРКОВКА
Введение платной парковки и (или) ограничение времени парковки в будние дни в центральной части города. Запрещение парковки на магистральных улицах города.
Разделение центра города на несколько зон, в каждой из которых действует ограничение времени бесплатной парковки и применяются соответствующие тарифы на платную парковку.
Разрешение парковки на улицах вблизи парков, рекреационных зон и общественных пространств.
Строительство сети многоуровневых перехватывающих парковок, в том числе первоочередных в строящихся транспортно-пересадочных узлах.
Введение системы инструментального контроля за нарушениями правил парковки и пользования полосами общественного транспорта.
3.21. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ УДС
Разработка муниципального стандарта организации улично-дорожной сети, закрепляющего современные требования к улицам.
3.22. ДОРОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ
Завершение начатых ранее дорожных проектов: Ипподромская/Каменская магистраль, Бердское шоссе, Советское шоссе, Оловозаводской мост.
Асфальтирование улиц частного сектора.
В перспективе 10-15 лет:
Строительство Центрального моста, соединение Станционной и Ипподромской магистралей, вывод Ипподромской магистрали за пределы города.
Повышение связанности городской улично-дорожной сети путем строительства, в первую очередь, дополнительных улиц, соединяющих жилмассивы «Снегири», «Родники», «Плющихинский», Ключ-Камышенское плато с центральной частью города.
В долгосрочной перспективе:
Строительство Юго-западного транзита и Южного обхода Новосибирска с мостом через Обь.
Дальнейшая реализация положений, предусмотренных стратегическим мастер-планом города.
4. ЭКОЛОГИЯ
Программа «Зеленый Новосибирск» по оздоровлению экологической обстановки в городе.
4.1. ПРИОРИТЕТ ЗЕЛЕНИ
Запрет на строительство в существующих зеленых зонах. Фиксация границ зеленых зон, закрепление запрета строительства в них в правилах землепользования и застройки.
4.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИЛИЦИЯ
Создание муниципальной экологической милиции, корпуса общественных контролеров-экологов.
4.3. ЗЕЛЕНЫЙ ТРАНСПОРТ
Перевод муниципального транспорта на экологически чистые виды топлива, преимущественное развитие городского электрического транспорта. Жесткие экологические требования к транспорту, выполняющему муниципальный заказ. Контроль за выхлопами общественного транспорта на муниципальных маршрутах. Стимулирование строительства газозаправочных станций (в т.ч. метановых); создание правовых условий, при которых строительство новых АЗС будет возможно только при условии наличия на них газозаправочных колонок.
4.4. БОЛЬШЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, МЕНЬШЕ БЕНЗИНА
Создание условий для возникновения в Новосибирске сети проката компактных электромобилей со станциями в центре города, центрах микрорайонов и Академгородке. Стимулирование развития станций подзарядки электромобилей.
4.5. ЧИСТОТА
Жесткий контроль за исполнением требований о мощении территорий стройплощадок, о мытье колес транспорта на стройплощадках. Борьба с генерацией пыли - жесткая борьба с парковкой на газонах и вытаптыванием газонов, мощение тропинок.
4.6. ГАЗОНЫ ВМЕСТО ПАРКОВОК
Недопущение строительства парковок на месте газонов, контроль за запрещением парковки на газонах во дворах.
Установление антипарковочных столбиков на тротуарах.
4.7. ЧИСТЫЙ МУСОР
Внедрение раздельного сбора мусора. Создание пунктов сбора «опасного» мусора - ртутных ламп, элементов питания. Стимулирование развития пунктов сбора макулатуры и ветоши. Стимулирование торговли к использованию бумажных и биоразлагаемых пакетов. Внедрение подземных мусоросборочных контейнеров вместо мусоросборочных площадок (в первую очередь в Верхней зоне Академгородка).
4.8. ДРУЗЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Программа по развитию культуры сбора продуктов жизнедеятельности домашних животных, включение в муниципальные стандарты благоустройства требования по установке специальных стоек с пакетами для сбора отходов.
4.9. ЗИМНИЕ ДОРОГИ
Рассмотреть возможность перехода от использования песчано-соленой смеси на дорогах в зимней период к использованию гранитной крошки со сбором ее весной и переработкой. Реконструкция и строительство новых современных снегоотвалов.
4.10. ШКОЛА ЗКОЛОГИИ
Программа экологического образования школьников и их родителей.
5. САМОУПРАВЛЕНИЕ
Территорриальные общественные самоуправления являются низовым, самым близким к людям уровнем власти и единственным, в котором гражданин может реализовывать свою волю непосредственно, а не через депутатов. Поэтому значение ТОС должно быть существенно повышено.
5.1. НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Передача ТОС части полномочий с районного уровня с наделением ТОС бюджетов для исполнения этих полномочий. Создание территориальных управ - исполнительных органов власти низового уровня. Создание общегородского Совета территориальных общественных самоуправлений при мэре города.
5.2. ПОЛНОМОЧИЯ
Наделение ТОС полномочиями:
Принятия решений по благоустройству территорий общего пользования;
Согласования проектов планировки;
Согласования размещения наружной рекламы;
Согласования изменений в правила землепользования и застройки;
По определению перечня домов на территории, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с муниципальными программами;
По пределению перечня дворовых территорий, подлежащих ремонту в соответствии с муниципальными программами;
По контролю за соблюдением правил благоустройства территорий и размещения наружной рекламы, составлению актов о нарушениях.
5.3. БЕЗ ИСКУССТВЕННЫХ ГРАНИЦ
Изменение административно-территориального деления города - проведение административных границ округов, районов, поселков, микрорайонов по естественным рубежам.
5.4. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АВТОНОМИИ РАЙОНОВ И ПОСЕЛКОВ
Полномочия по вопросам, решение которых может быть принято на уровне округа, поселка должны быть переданы на этот уровень
5.5. ВЛАСТЬ СОВЕТАМ
Создание окружных, районных советов депутатов в качестве консультативных представительных органов.
5.6. VOX POPULI
Должна быть усилена роль публичных слушаний как реального инструмента учета мнений граждан при принятии решений. Проведение публичных слушаний по общегородским вопросам обязательно в каждом районе города и каждой отдаленной части города (Академгородок, Пашино, ОбьГЭС). Проведение общегородских референдумов по важнейшим вопросам жизни города. Проведение публичных слушаний районного, местного значения по вопросам развития конкретных территорий.
Публичные слушания из формальной процедуры (как нередко это происходит сейчас) должны превратиться в действенный механизм учета мнения граждан. Публичные слушания должны проводиться в удобное для жителей, а не чиновников время (вечером во внерабочее время) и транслироваться в интернете. Горожане выражают свое мнение письменно, либо через специальную форму на сайте мэрии, либо лично на слушаниях. Каждый высказавший замечания и предложения должен получить на них письменный ответ. Полный протокол, реестр замечаний с ответами и видеозаписи будут выкладываться на сайте мэрии.
Необходимо обеспечить все районы города помещениями, приспособленными для проведения публичных слушаний.
Создать постоянно действующую комиссию по проведению публичных слушаний с участием представителей общественности с целью подготовки публичных слушаний, оценки их результатов и оценки поступивших во время публичных слушаний предложений.
5.7. ПРОЗРАЧНОСТЬ ВЛАСТИ
Трансляция в интернете заседаний всех коллегиальных органов и рабочих групп мэрии, публикация протоколов и видео- или аудиозаписей, прием замечаний от граждан по обсуждаемым вопросам через интернет-сайт. Ежемесячный публичный отчет мэра, вице-мэров и руководителей департаментов в форме «прямой линии».
5.8. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЭКСПЕРТНЫЕ СОВЕТЫ
Разделение функций и принципов формирования общественных и экспертных советов, создаваемых при функциональных и территориальных органах мэрии:
общественные советы формируются представителей общественности (общественных организаций и движений), ТОСов, окружных депутатов.
экспертные советы формируются из признанных экспертов городского, российского и мирового уровня, работающих на профессиональной основе