Куритиба

Oct 07, 2012 11:29

Не от Блинкина :) И даже не от Лернера.
Этот пост составлен RagazzoSiberiano, пользователем новосибирской ветки Skyscrapercity.com, прекрасно знающим не только английский, итальянский и испанский, но, как оказалось, и португальский. В куритибской ветке SSC он общался с местными, выясняя подробности, после чего и появился этот пост.

Оригинал здесь: Мировой опыт. Куритиба и другие

Куритиба

Столица бразильского штата Паранá. В городе живёт 1,5 миллиона жителей, но если бы город делили как в России, то есть с отдалёнными районами, то получилось бы 3 миллиона.

Куритиба - далеко не только автобусы-гармошки и остановки-трубы, коих не так много. Это ещё и городское планирование. Город живёт по средствам и строит по возможностям, то есть плотная застройка - возле транспортных артерий, а неплотная - вдалеке от них. Здания без ограничений по высоте можно строить только там, где есть линии автобусов-экспрессов.


Сколько вы знаете высоток, построенных где-то в неудобном месте, как всеми проклятая БЦ Кобра? В Куритибе так строить запретили.

Вот как город выглядит с воздуха. От любой высотки до станции экспресса - не более 400 метров пешком.


Линии-оси, где ходят экспрессы - улицы, состоящие из центральной с транспортом и 2 соседних с односторонним движением.


А вот схема зонирования:


А вот план линий в городе. Красные - экспрессы, зелёные - межрайонные экспрессы, жёлтые и серые - подвозные линии. Terminal da integracao - интеграционный терминал, где можно выйти из одного автобуса и сесть на другой с той же платформы.





Экспрессы (красные), межрайонные (зелёные) и подвозные (оранжевые) едут вперемешку, а подвозные центральной части (серые), "дирейта", ездят отдельно (у них высокий пол).

Вот как выглядят эти экспрессы вермелинью ("красненькие"). В них нет сервоприводов для подруливания. Как я выяснил на сайте Вольво, задние оси - обычные, без поворота.


Парк автобусов

Районные маршруты, так называемые подвозные - простые автобусы с ручной КПП, передним мотором. Автобусы на более нагруженных маршрутах - с "гармошками". На "лёгеньких" маршрутах ездят автобусы с задним мотором, автоматической коробкой и пневмоподвеской. В общем, у каждого типа маршрута свой тип автобуса. Всё это решает URBS, а предприятия следуют указаниям.

Обычный автобус на незагруженном маршруте (микроавтобус, вмещающий 70 пассажиров, без кондуктора, с мотором впереди, ручной коробкой и механческой подвеской)



Подвозящий (мотор впереди, ручная КПП, механическая подвеска)



Подвозящий автобус интенсивного маршрута (задний мотор, ручная КПП, пневматическая подвеска)



Подвозящий автобус на сильно нагруженном маршруте (среднемоторный Вольво, или заднемоторные Скания или Мерседес, автоматическая КПП, пневматическая подвеска)



Межрайонный автобус (среднемоторные Вольво или заднемоторные Скания и Мерседес, автоматическая КПП, пневмоподвеска)



Лёгенький автобус центральных развозящих маршрутов (задний мотор, автоматическая кпп, пневмоподвеска). Обратите внимание, что двери - слева. Потому что он ходит по пересадочным трубам. Он останавливается справа от трубы, а экспрессы - слева. Так экспрессы и серые друг другу не мешают.



Лёгенький на центральных сильно загруженных маршрутах (среднемоторные Вольво или заднемоторные Скания и Мерседес, автоматическая КПП, пневмоподвеска)



Трёхвагонный экспресс, "красненький" (среднемоторные Вольво, автоматическая КПП, пневмоподвеска)



Ускоренный экпресс (среднемоторные Вольво, автоматическая КПП, пневмоподвеска)



Куритиба недавно купила 60 гибридных автобусов Вольво, которые построят на заводе в самом городе. В них есть батареи для рекуперации энергии при торможении (батареи не заряжаются от генератора), мотор - биодизель (видимо этанол - пр. перев.), у которого меньше вредных выбросов, чем у обычного дизеля.

А вот европейская модель, которую испытывали в городе в прошлом году:



Модель местного производства:




Некоторые факты
Единые билеты, по которым можно ехать в течение двух часов, применяются 80-х годов.
С 90-х в автобусах работают автоматические аудиоинформаторы, которые сообщают остановку и номера дверей, через которые выходить (ведь некоторые на периферии - укороченные).

Как часто ходят автобусы?

Вот расписание на одной из периферийных станций в рабочий день.


Зелёные и подчёркнутые - это автобусы с подъёмниками для инвалидных колясок. В следующем году департаметр транспорта собирается довести доступность для инвалидов до 100% (хотя сейчас это можно было бы списать на избирательную кампанию на пост мэра, которая завершится 15 октября).

Для всех станций есть такие расписания во все стороны. В рабочий день поездка стоит 2,5 реала, в выходной 1 реал. В аэропорт - 10 реалов. Курс - 15 рублей за реал.

Как мне пояснили, куритибская труба из металлопрофиля и стекла собирается меньше чем за месяц.

А вот график самой загруженной линии. Там ездят только красненькие. По 200 пассажиров. На остановках, где сходятся 3 таких линии, интервал в час пик сокращается до 50 секунд.


Ponto: ESTACAO CENTRAL/SENTIDO NORTE
Válido a partir de: 26/03/2012 - DIA ÚTIL
05:41 05:50 05:58
06:07 06:15 06:24 06:32 06:36 06:41 06:46 06:51 06:56
07:01 07:06 07:10 07:15 07:19 07:21 07:23 07:26 07:28 07:31 07:33 07:36 07:38 07:40 07:43 07:45 07:48 07:50 07:53 07:55 07:57
08:00 08:02 08:05 08:07 08:10 08:12 08:15 08:17 08:19 08:22 08:24 08:27 08:29 08:32 08:34 08:37 08:39 08:41 08:44 08:46 08:49 08:53 08:56 08:58
09:00 09:01 09:03 09:05 09:08 09:10 09:13 09:15 09:18 09:20 09:25 09:29 09:34 09:39 09:44 09:48 09:52 09:56
10:01 10:05 10:10 10:14 10:19 10:23 10:28 10:32 10:37 10:41 10:46 10:50 10:54 10:59
11:03 11:07 11:11 11:15 11:20 11:25 11:30 11:34 11:38 11:42 11:46 11:50 11:55
12:00 12:06 12:09 12:12 12:15 12:19 12:23 12:27 12:30 12:34 12:37 12:41 12:44 12:48 12:51 12:55 12:58
13:02 13:05 13:09 13:12 13:16 13:19 13:23 13:26 13:30 13:33 13:37 13:40 13:44 13:47 13:51 13:54 13:58
14:01 14:05 14:08 14:12 14:15 14:19 14:23 14:26 14:30 14:33 14:37 14:40 14:44 14:47 14:51 14:55 14:59
15:03 15:07 15:11 15:15 15:19 15:23 15:27 15:31 15:35 15:39 15:43 15:47 15:51 15:55 15:59
16:03 16:07 16:11 16:15 16:19 16:23 16:27 16:31 16:35 16:39 16:43 16:47 16:51 16:53 16:56 16:59
17:01 17:03 17:06 17:08 17:11 17:13 17:15 17:18 17:21 17:24 17:27 17:29 17:31 17:34 17:37 17:39 17:42 17:44 17:47 17:50 17:52 17:55 17:57
18:00 18:02 18:05 18:08 18:10 18:13 18:15 18:18 18:20 18:23 18:26 18:28 18:31 18:33 18:36 18:39 18:41 18:44 18:46 18:49 18:51 18:54 18:57 18:59
19:02 19:04 19:07 19:09 19:12 19:15 19:17 19:20 19:22 19:25 19:27 19:30 19:33 19:35 19:38 19:40 19:43 19:46 19:48 19:51 19:53 19:56 19:58
20:01 20:04 20:06 20:09 20:11 20:14 20:16 20:18 20:20 20:22 20:26 20:30 20:34 20:38 20:42 20:46 20:50 20:54
21:01 21:08 21:16 21:23 21:30 21:38 21:45 21:52
22:00 22:07 22:14 22:22 22:29 22:36 22:44 22:51 22:58
23:06 23:13 23:20 23:28 23:35 23:42 23:50 23:57
00:04 00:12 00:18

300 рейсов!

Одна линия за сутки перевозит около 200 тыс. пассажиров (самая загруженная 250 тыс.), в час-пик перевозит до 18 тыс пассажиров в час, но обычные линии - 10-12 тыс. За день автобусы перевозят 2,8 миллиона пассажиров, то есть почти весь город (3 млн).

Как сделана куритибская труба

Ещё один ответ коллеги FGB_curitiba на мои вопросы я перевожу:

Т.к. в трубе выходов ограниченное количество, да, если 2 автобуса хотят остановиться, они друг другу мешают, и второй ждёт. Но сейчас строятся синие линии экспресс (красненькие - просто скоростные), где автобусы останавливаются только на главных остановках.

2 из этих новых линий уже работают: Лижерао Бокейрао и Лижерао Пиньеринью/К. Гомеш.

На них ходят синие двухгармошечные автобусы Вольво, которые производят на фабрике в той же Куритибе. Считаются лучшими автобусами в мире. В 28 метров длины они вмещают 250 пассажиров:







Там где есть место, станции делают одну возле другой, и делают полосы для обгона:





Где места нет, перроны ставят не друг напротив друга, а разносят и делают третью полосу для объезда перед каждым перроном:





Обычно на место привозят целиком раму трубы, затем на месте вставляют стёкла, крышу и оборудование.





Фотографии в высоком разрешении

Станции на Зелёной линии - самые большие, с ЖБ крышей и кондиционерами внутри, которые каждые 90 секунд прогоняют весь воздух на станции. (К вопросу о том, что у нас холодно и поэтому ничего не получится из-за переходов через ноль - у них жара тоже не сахар.)

Вместе с линией 203 (которую я тут выше приводил, где 300 ходок за день) работают линии 603 Пиьеринью и 502/602 Южный круг. Маршрут №203 проходит по оси север-юг, а №603 - только южную ось, а 502-602 - часть южной оси. (Видимо это то место, где на южном направлении несколько линий на схеме склеиваются.) Там, где они ездят вместе, интервал получается 50 секунд.



На маршрутах №203 и №603 ездят только двухгармошечные, а на 502-602 двойные и одиночные гармошки.

Насчёт высоты перронов: красненькие линии, синие экспрессы (см. выше), и подвозные в центре, то есть всё, где много пассажиров - с высокими перронами. Остальные - с низкими. Для быстрой пересадки сделаны сдвоенные станции, которые здесь выше на иллюстрациях. С одной стороны подъезжают высокопольные, с другой - низкопольники. Поэтому для эспрессов не пишут, когда можно сесть в коляске - на них инвалиду можно сесть в любой автобус.

Статистика работы за 2010 год

Парк действующих автобусов - 1 915
Полный парк (действ. + резерв) - 2 255
Платившие пассажиры в раб. день - 1 145 000
Перевезено пассажиров р.д. - 2 365 000 (с проездными и куритибскими ЕТК)
Маршруты - 355
Терминалы - 30
Трубы - 364
Остановочные пункты - 8 550
Километраж поездок р.д. - 487 000
Число рейсов автобусов р.д. - 21 250
Средний возраст парка - 4,74 года
Предприятий - 22

Полная карта маршрутов, более понятная:
http://www.urbs.curitiba.pr.gov.br/u...687857270e.jpg
самые жирные красные и синие - экспрессы.

А тем временем с 2007 года строится и частично запущена "Зелёная линия" - полоса шириной в квартал, проходящая с юга на северо-восток. (По части её - на схеме выше - ездит синий экспресс.) Вдоль этой линии повышают пределы застройки (о них - ниже).



Южный конец "Зелёной линии":


Из таблицы, которую любезно предоставил FCG_curitiba, видно, что нормы очень жёсткие. В самой свободной зоне, центральной, которая приведена на первой странице, можно строить на 100% участка только 1й этаж. Осталньые этажи могут занимать не больше 66% площади участка. А коэффициент использования (метраж здания / метраж участка) равен всего 5. То есть на участке 30*30 метров (900 м²) можно построить не больше 4500 м² площадей.

До 2007 эта линия была федеральной автомагистралью (южнее центра), но весьма устаревшей и деградировавшей. В 2002 была закончена обходная дорога вокруг города, которая взяла на себя грузовой поток. Поэтому стало возможно превратить её в городской проспект.

На Google Street View можно увидеть, как там, где работы закончены, выглядит улица.
Юг

Север

А до начала работ юг выгядел как ваше Бердское шоссе:


Юг, во время работ:





Юг, до и после работ:



За чей счёт банкет

Оказывается, Куритиба - тоже аналог Нска в этом смысле: по политическим причинам из федерального бюджета им почти ничего не подкидывают, и своих денег очень мало. Работы финансирует Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank) и французское агентство развития (AFD), и городской бюджет выделяет только 30..50% средств. На небольшую часть федеральный бюджет выделил 25млн. $ США (800 млн. руб).

Первая очередь, 9,4 км, обошлась в 90 млн. долл., то есть примерно 300 млн. рублей за километр.

В северной части начались работы на участке 2,4 км, обойдутся в 25 млн. долл.

С 2013 по 15-16 годы будет построен оставшийся участок 6 км в северной части, цена будет примерно 200 млн. долл.

По завершению работ вдоль всего проспекта будут построены каналы для отвода воды и мосты. Эти работы будут стоить 450 млн. долл.

Окупятся работы тем, что муниципалитет продаст разрешения на высотное строительство на участках (их ещё надо купить
).

И история от FCG_curitiba: в 2003 мэрия подписала с Межамериканским банком займ на 400 млн. долл, тогда достаточных чтобы построить всё сразу (тогда проект был немного скромнее). Но из-за юридических проблем с подрядчиком (и в итоге подрядчик потерял лицензию) проект затянулся (до 2007, очевидно). За это время реал подорожал, и долларов уже не хватало чтобы закончить даже южную часть.

Сначала пришлось привлечь финансирование у французов, затем продавать облигации. Из бюджета ничего не выделено. Федеральное финансирование выделяется на чемпионат мира по футболу.

В общем, крупные проекты надо делать поэтапно, потому что на всё сразу денег не хватит.

А такие мероприятия с ограничением этажности - это просто вопрос воли. Сейчас разрешения на строительство и так выдаются индивидуально, так мэрия могла бы хоть сегодня ограничить высотные стройки только доступными зонами и остановить строительство плотных спальников на окраинах. Чтобы сильно ничего не ломать - частный сектор закрепить как малоэтажные зоны, высотную застройку сконцентрировать там, где она есть, и начать обустраивать её.

Как работает частно-государственная система в Куритибе

Автобусами владеют частные компании. В городе они работают уже больше 50 лет. Они ответственны за покупку машин, найм водителей и кассиров, обслуживание парка автобусов. Срок службы автобусов - 10 лет.

Управляет системой муниципальное предприятие URBS, которое следит за частными предприятиями, поддерживает перечни автопарков, устанавливает расписания и маршруты. Предприятия могут делать только то, что требует URBS, и штрафуются, если не выполняют требований. Плату за проезд собирает только URBS, и платит предприятием за пройденные километры. Километр пробега гармошек, естественно, больше, чем обычного автобуса.

Секрет хорошей транспортной системы в Бразилии - в муниципальном предприятии с хорошими управленцами и инженерами, управляющими системой, и в хорошо контролируемых частных предприятиях, занимающихся автобусами. Предприятиям всё время платят за километраж, а не за перевезённого пассажира. За каждый маршрут и каждый тип автобуса свой тариф, который определяет муниципальное предприятие.

Важно что существуют терминалы, где пассажир пересаживается в автобус не платя снова.

Кто контролирует частные автобусы в Куритибе?

На конечных и некоторых других остановках работают инспекторы МУП URBS, которые сверяют время прибытия каждого автобуса с расписанием. Если автобус часто или сильно опаздывает, инспектор подтверждает что это произошло и принимает меры, чтобы водитель исправил проблему. Если предприятие каждый день нарушает график, на него подают в суд (если понял правильно - прим. перев.) и могут оштрафовать.

В этом году введён в строй Центр управления движением, который отслеживает при помощи GPS и 3G все автобусы в городе. Через ЦУД можно проверить, какие автобусы идут вперёд графика, а какие отстают, и инспектора могут связаться с водителем или с предприятием сразу же.

Несколько фотографий ЦУД:

ЖК панель со связю 3G установленная во всех автобусах:





Диспетчерская:



Мониторинг в реальном времени движений каждого автобуса и его расписания:


(Если кто-то обратил внимание на слово pânico, то это не паника у пассажиров, водителя или самого автобуса, а просто "тревожная кнопка". Фото сделано в первые дни пробной работы системы, и там много чего нажималось неправильно или не работало.)

Инспектора URBS также должны проверять техническое состояние каждого автобуса. При любых проблемах с окраской, грязью на автобусе, неработающих аудиоинформаторах, помимо прочих деталей, предприятие предупреждается. Есть ограничение на количество предупреждений в месяц за каждый пункт. Если число предупреждений превышено, предприятие штрафуют.

Если автобус нужно заменить, это выход из строя. На каждом маршруте тоже есть предельное число выходов из строя в месяц. Если оно превышено, предприятие тоже штрафуется, прямо из платы за километраж.

Если водитель нарушает правила, его штрафуют как обычного водителя, выносят предупреждение предприятию.

URBS можт штрафовать предприятия и водителей за другие нарушения, например, опасное вождение, невыходы, частые опоздания и другие.

Пассажиры могут сообщить о наружениях по короткому телефону 156, и жалоба направляется прямо в URBS, которая сообщает об этом предприятию, возможно и штрафует.

На десерт - возможность прокатиться по Куритибе на "красненьком":

image Click to view

чужие тексты, забугорье, градо

Previous post Next post
Up