Неожиданное интервью

Jan 31, 2008 18:06

Неожиданно обнаружил, что дал интервью "Строительной газете". Тем более неожиданно, поскольку полагал, что такой газеты давно не существует. http://www.stroygaz.ru/pub/gazeta/2008/9962-04.doc Кажется, это один из омских журналистов отправил текст нашей с ним беседы во время моего визита туда в Москву. Спасибо Радзюкевичу, если бы он свою статью в том же номере не тиснул, я бы и не узнал о публикации. Интересно, о скольких интервью со мной я не знаю?

мораль: давая интервью изданиям в городах, где ты никогда еще не давал интервью, помни, что это интервью может быть опубликовано в городах, где ты уже интервью давал. )))

мысль: на самом деле я столько интервью в последние полгода роздал, что пора бы их собрать и выложить хотя бы в собственном жж. Для повышения самооценки. )))
анонс: а завтра Новая Сибирь выйдет. Еще с одним интервью.

АРХИТЕКТУРА И БИЗНЕС:
ПОИСК ГАРМОНИИ

В последние годы в крупных городах появилось немало оригинальных, архитектурно выразительных зданий и целых ансамблей. Однако поиски нового архитектурного лица нередко вступают в острые противоречия с интересами бизнеса.
На эту тему - беседа нашего корреспондента с известным специалистом в области архитектуры, главным редактором журнала «Проект Сибирь» Александром ЛОЖКИНЫМ.

- Александр Юрьевич, раньше ведущим и почти единственным заказчиком в архитектуре выступало государство. А сейчас кто главный заказчик: власть, бизнес или общество?
- По большому счету, должно быть общество, так как архитектура является самым социальным видом искусства. Человек может не слушать музыку, не читать книг, не ходить в кино и театр, а от архитектуры ему никуда «не спрятаться». Но по факту сегодня главный заказчик архитектуры - бизнес. И задача архитектора - убедить предпринимателей в нужности и полезности своего труда. Ведь, по большому счету, и власти, и бизнесу требуются только квадратные метры. Власти - жилые, а бизнесу - еще и торгово-офисно-развлекательные.
- Раньше, в советские времена, архитектор был зажат узкими рамками - метрами, стоимостью и номенклатурой типовых конструкций домостроительного комбината. А сейчас какова ситуация?
- Сегодня мало что изменилось. Архитектор задавлен абсолютно теми же факторами - стоимостью, объемом и конструкциями.
- А свобода творчества и самовыражения зодчего в нашем демократическом обществе?
- Это в пределах этих же рамок, заданных заказчиком. Очень редки примеры, когда архитектура заказчику действительно нужна. Большинство же считают, что архитектура сама по себе прибавочной стоимости не создает - это как некое обременение, а следовательно, она не интересна инвестору.
- Но в красивом доме квартиры должны продаваться успешнее?
- Это в идеале. Но дом должен быть не только красивым, но и удобным, с хорошими планировками, подъездами, парковками, с оборудованными детскими и спортивными площадками. А на практике выходит другое - количество критериев сводится к минимуму: цена кв. метра и место расположения дома. Что касается остального, то только в роли бесплатного приложения. Например, когда покупается квартира не для жилья, а для простого вложения денежных средств, мало кого интересуют парковка и детская площадка и вообще удобно ли в этом доме жить.
- А ситуация на рынке деловой недвижимости?
- Та же проблема. Задача девелопера получить, а затем сдать в аренду или продать максимальное количество кв. метров. Комфорт и архитектура не главный аргумент в пользу того или иного проектного решения. Один московский девелопер мне откровенно говорил: «Мне не нужен архитектор с его идеями. У меня есть площадка, и стены здания должны совпадать с ее границами, количество этажей максимально. В фасадах нет необходимости, так как любое проявление архитектуры ведет к удорожанию проекта. Внутренние планировки тоже не нужны, потому что здание каркасное, и арендаторы разгородят площадь по своему усмотрению». По такому же принципу строятся многие бизнес-центры и жилые дома.
- В связи с этим возникает вопрос: а нужно ли архитектурно образовывать заказчика?
- Обязательно. И нужно доказывать, что квартиры в красивых домах продаются лучше. И этим должен заниматься архитектор. Кстати, общество тоже надо архитектурно образовывать, и ему тоже надо доказывать полезность профессии архитектора. Но пока в провинции этого не происходит. А вот в Москве на рынке элитной недвижимости ситуация уже другая - реально трудно продать некрасивый дом, там архитектура становится серьезной «рекламной фишкой».
- А существует ли диалог между обществом и архитекторами? В массовой печати, похоже, профессиональной архитектурной критики вообще нет, да и самих критиков мало.
- В разных городах по-разному. Например, в Новосибирске такого диалога по большому счету тоже нет, если не считать архитектурного журнала «Проект Сибирь». Но в Барнауле такой диалог существует. Архитекторы на Алтае - уважаемые люди. Все постройки широко обсуждаются через СМИ и выставки. Жители не равнодушны к своему городу. Важную роль играет местный союз архитекторов. Тамошние девелоперы стали искать интересные архитектурные проекты. К застройщикам пришло понимание, что архитектура может продаваться. Под архитектурой в данном случае понимается проектирование среды обитания и наиболее важный элемент - фасады. И сегодня можно говорить о том, что у столицы Алтайского края формируется собственное современное лицо, которое сочетается с дореволюционными постройками в стиле демидовской классики.
Похожая ситуация в Нижнем Новгороде с его современными проектами с элементами нижегородского модерна. В этих городах существует диалог. Там же появилось первое брендирование зданий. Это пошло не от девелоперов, а от жителей, начавших присваивать домам имена.
- Александр Юрьевич, а что отличает архитектуру Сибири от других регионов?
- Скорее всего провинциальность, обусловленная удаленностью архитекторов от столиц. Местные зодчие мало выписывают профессиональных журналов, редко бывают в других городах на выставках и конференциях. Сейчас Сибирь повторяет московскую ситуацию по всем параметрам с запаздыванием на 5-7 лет. Единственный город, который в 90-е годы стоял особняком на архитектурной карте России, - Нижний Новгород, ставший архитектурной столицей России, обогнав даже Москву. Главный архитектор А. Харитонов умел убеждать девелоперов в необходимости строить качественную архитектуру. И среди застройщиков даже началось соревнование, кто построит по наиболее интересному проекту. Но это не типичный случай. В Москве же в 90-е годы архитектура не была востребована. Единственным движителем архитектуры были личные указания мэра Юрия Лужкова.
- Россия готовится вступить в ВТО и все больше втягивается в процессы глобализации порой в ущерб своим традициям, самобытности и менталитету. А в архитектуре наблюдается тот же процесс?
- По большому счету, да. Архитектурные решения в основном идут с Запада, а в последнее время и с Востока, который становится одним из градостроительных ориентиров. Достаточно вспомнить успехи Малайзии, Сингапура, Саудовской Аравии, Японии. Активно строится Китай, широко заимствуя западный опыт.
- Россия всегда славилась архитектурными ансамблями, но в последние годы процветала точечная застройка. Каково ваше мнение на этот счет?
- Ансамблевость характерна для империи, которой Россия всегда и была. Ансамблевость требует единовременного вложения крупных средств. Соответственно позволить себе такие одномоментные большие инвестиции могут только гигантские имперские компании, например, «Газпром», но их мало.
- А если в генплан заложить архитектурный ансамбль, ведь под его выполнение инвесторы сами должны «подтянуться»!
- На практике этого не получится. У каждого инвестора свои интересы, и если его законодательно ограничивать в этом, то, будьте уверены, он найдет пути обойти генплан и построить то, что нужно его бизнесу, и в результате вместо ансамбля может получиться полный хаос. Чтобы такого не случилось, надо разрабатывать регламентацию в соответствии с градостроительным кодексом, которая позволяла бы строить гармонизированную среду. Так, как, например, это сделано в Берлине в районе Фридрих-Штрассе, где строили три десятка ведущих архитекторов мира. И они все работали на одной улице, причем никакой задачи строить архитектурный ансамбль у них не было. Но зато действовали жесткие регламенты - квартальная застройка от 2 до 7 этажей. Получилось отлично.
- А в чем преимущество отечественных архитекторов перед иностранными?
- В знании ситуации, законодательства, условий и возможности местного стройрынка, тайных ходов и рычагов властных структур, в которых западные архитекторы просто не ориентируются. Так, французский архитектор Доминик Перро, победивший в международном конкурсе, все же отказался от проектирования второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Разрывая конт¬ракт, известный зодчий сказал, что в России невозможно создать интересную архитектуру из-за того, что он так и не смог подогнать свой проект под российские стандарты.
- В ряде крупных городов сложилась напряженная ситуация с сохранением памятников архитектуры. Некоторые шедевры восстанавливают, а другие, менее значимые, пытаются снести в угоду холодным монстрам из стекла и бетона. Какова ситуация в этом плане в России?
- Проблема заключается в том, что в нашей стране отношение к памятникам архитектуры и у архитекторов, и у власти, как к некоему обременению. На самом деле к архитектурным памятникам надо относиться, как к опорной градостроительной точке, чтобы проходила гармонизация пространства, а не наоборот. Сплошь и рядом памятник вокруг обстраивают или даже встраивают его в новое здание, и в результате получается фактически уничтоженное здание-памятник, которое резко диссонирует с окружающей застройкой. Это как раз тот момент, который нужно прописывать в градостроительных регламентах.
- И в заключение скажите, труд архитекторов сегодня престижен?
- Несомненно. Их труд оплачивается достойно, иногда даже больше, чем известных артистов. А это позволяет требовать от зодчих адекватной отдачи в работе.

Владимир ПАНАСЕНКОВ.

Омск.

интервью, архи

Previous post Next post
Up