13 позиций архитектуры постмодернизма Чарльза Дженкса

Jun 26, 2010 10:50

Основные ценности:

1. Амбивалентность предпочтительней одновалентности, воображение предпочтительней вкуса.
2. «Сложность и противоречивость» предпочтительней сверхпростоты и «минимализма».
3. Теория сложности и теория хаоса являются более основательными в объяснении природных явлений, чем линейная динамика; это значит, что «истинно природное» в своем поведении скорее нелинейно, чем линейно.
4. Память и история органически связаны с нашим генетическим кодом, нашим языком, нашим стилем и нашими городами и потому являются ускорителями нашей изобретательности.

Лингвистика и эстетика:

1. Вся архитектура изобретается и воспринимается с помощью кодов, отсюда - «языки» архитектуры, отсюда - символическая архитектура, отсюда - двойное кодирование.
2. Все коды испытывают влияние семиотической общности и различных типов культур, отсюда - необходимость плюралистической культуры для проектирования, основанного на принципах радикального эклектизма.
3. Архитектура - «язык» для публики, отсюда - необходимость в появлении постмодернистского классицизма, который отчасти основан на архитектурных универсалиях, отчасти на образах прогрессирующей технологии.
4. Архитектуре требуется орнаментализация (придание образных черт, паттернализация), которая должна быть либо символической, либо «симфонической»; отсюда - уместность обращения к современным информационным теориям.
5. Архитектуре требуется метафоричность, которая должна приблизить нас и к природным, и к культурным проблемам; отсюда - использование зооморфной образности, домов с «человеческими лицами», отсюда же - иконография высокой технологии. Всё это - вместо метафоры «машина для жилья».

Урбанистика, политика, экология:

1. Архитектура должна формировать город, отсюда - контекстуализм, коллажность, неорационализм, мелкоквартирное планирование, смешение типов пользователей и типов строений.
2. Архитектура должна кристаллизовать социальную реальность в современном городе глобального типа - гетерополисе, что очень важно для плюралистичности этнических групп, отсюда - партиципационный подход к проектированию и адхокизм.
3. Архитектура должна учитывать экологическую реальность нашего времени и уметь поддерживать свое развитие, зеленую архитектуру и космический символизм.
4. Мы живем в удивительной, творящей, самоорганизующейся Вселенной, которая ещё только готовится к различным вариантам определённости, отсюда - необходимость в космогенной архитектуре, которая прославляет критицизм, процессуальность и иронию.

Jencks Ch. 13 Propositions of Post Modern Architecture // Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997. P. 131-132 // перевод по: Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Вопрос, который возникает у меня в связи с этим: постмодернизм жив?
К чему ближе творчество современных архитекторов, к этим тезисам, или к отправным позициям архитектуры "современного движения"?
Или всё же Дженкс прав в статье, написанной шестью годами позже, и мы сегодня имеем дело с совершенно новой архитектурной парадигмой, отличной от всего, что было ранее?

чужие тексты, архи

Previous post Next post
Up