версия для Forbes
http://www.forbes.ru/mneniya-column/vertikal/258439-bez-oppozitsii-i-izbiratelei-kak-proidut-vybory-v-mosgordumu Ниже полная оригинальная версия текста:
КАК ПРОЙДУТ ВЫБОРЫ МОСГОРДУМЫ
Мимикрия власти в «ярославском» стиле и недопуск оппозиции
Формально избирательная кампания по выборам депутатов МГД еще не стартовала, но ее основные контуры и технологии уже ясны. В совокупности они не сулят ничего хорошего: вместо относительно конкурентных выборов мэра в 2013 выборы-2014 пройдут по жесткому сценарию, когда имеющих реальные шансы оппозиционных кандидатов в большинстве округов в бюллетене просто не будет. Чрезмерной зарегулированностью предстоящей кампании и чудовищной системой регистрации кандидатов по мажоритарным округам власть очередной раз «с водой выплеснула ребенка», откровенно пожертвовав общественной легитимностью выборов в угоду своим страхам утраты контроля и нежелания иметь сколь-либо самостоятельную гордуму. Не вызывает сомнений, что во многом именно московскими интересами объясняется принятие драконовских поправок в федеральное законодательство, лишивших льгот при регистрации основную часть партий и повысивших в шесть раз требуемое при регистрации число подписей с 0,5% до 3% от числа избирателей соответствующего округа. В результате в абсолютном большинстве округов избирательная кампания будет фактически носить откровенно имитационный характер и уже сейчас очевидно, что главной проблемой подобной кампании станет отсутствие интриги и как следствие, интереса избирателей и низкая явка на выборах. В итоге власть получит послушную, но не имеющую никакого авторитета в глазах москвичей Мосгордуму. Что же является основными слагаемыми стратегии власти на предстоящих выборах?
Слагаемое №1: мимикрия власти
Кандидаты власти, стараясь избежать антрейтинга «Единой Росии», на выборы пойдут, мимикрируя под «независимых общественников» в виде участников проекта «Гражданская инициатива «Моя Москва». Впрочем, если эта мимикрия кого и обманет, то самую наивную часть избирателей и в реальности привлечет тех же конформистов, которые обычно поддерживают провластных кандидатов. Фактически это не что иное, как модифицированные праймериз «Единой России», на участки голосования в которых 8 июня теоретически может прийти любой желающий. Впрочем, консолидированное голосование актива районных управ не оставляет никаких сомнений, что «народными» кандидатами станут именно те, кто заранее одобрен. Хоть немного разбирающиеся в политике москвичи не могли не заметить, что агитация проекта и его базовых кандидатов очевидно размещается при административном содействии, освещают его московские провластные медиа (телеканалы «Москва-24» и ТВЦ, газета «Московская правда»).
Если зайти изучить состав участников проекта, то там уже и само городское отделение партии «Единая Россия» вместе с традиционным пулом провластных общественных организаций (профсоюзы работников здравоохранения и работников народного образования, комитет ветеранов войны, общество глухих, общество слепых, конфедерация промышленников и предпринимателей и т.д.), из которых власть сама при себе постоянно формирует разные «общественные советы», «общественные палаты» и тому подобное. Здесь же та самая Ассоциация «Совет муниципальных образований» Москвы (АМОМ), который в 2013 распределял подписи провластных депутатов среди кандидатов в мэры, которым их не хватало. Тут же Московская Федерация профсоюзов, Московская ТПП, Московский союз ветеранов Афганистана - в общем, весь «городской актив» в сборе. Нашлось место и Российскому общественному институту избирательного права (РОИИП), председателем совета которого является бывший член Центризбиркома РФ Игорь Борисов, один из основных публичных пропагандистов и защитников «выборов» в стиле «суверенной демократии».
То, что делает московская власть, не является новой технологией. Показательно, что под точно таким же лозунгом «Дело в людях!» власти проводили похожие «праймериз» на скандальных выборах в Ярославской области, где в ходе кампании был арестован ключевой оппонент местной «Единой России» мэр Ярославля Евгений Урлашов, а списку его сторонников «Гражданской платформе» отказали в регистрации. Причем сторонники Урлашова тогда отвечали местным единороссамна своих плакатах: «Дело в партии!». По неподтвержденным данным именно ярославские технологи сейчас принимают прямое участие в московской кампании.
В разных регионах эта мимикрия (или иначе «маскировочные» технологии) приобретали разное название, но и обычно с приставкой «народный».
На выборах гордумы Тольятти в 2013 одним из ключевых этапов кампании «Единой России» были выборы в Общественные Советы г. Тольятти, которые проходили в начале июня. При этом определение членов Общественного совета было предоставлено непосредственно горожанам. Организаторы выставляли «пикеты», где каждый тольяттинец мог проголосовать за ту или иную кандидатуру. Результатом этих выборов стало то, что в Общественные Советы вошли преимущественно действующие депутаты Думы г. Тольятти. Формально данный процесс не имел отношения к участию «Единой России» в выборах. Однако именно она и выдвигала его победителей. В Вологде при выдвижении от «Единой России» в мэры Е.Шулепова были проведены своеобразные «праймериз», который были преподнесены как «Народные выборы». Аналогичным образом во Владивостоке «Единая Россия» реализовала проект «Народная экспертиза», призванный привлечь население к обсуждению партийной программы на выборах мэра Владивостока.
Но не только в 2013, но и ранее власти пытались отвлекать внимание от негативных ассоциаций через использование в ходе кампании «виртуально-эфемерных» образований и инициатив, от имени которых и велась значительная часть агитации, пытались неоднократно. Можно вспомнить движения «Омская инициатива» и «Омская весна» на местных выборах в Омске, последовательно движения «Весна» и «Наш город» в Кургане, неформальное объединение кандидатов «Народный наблюдатель» в Кирове (в действительности - объединение кандидатов от «Единой России»), движение «За веру, Кубань и Отечество» в Краснодарском крае и т.д. Можно вспомнить об Общероссийском Народном Фронте (ныне - Народный Фронт «За Россию»), который лишь в 2013 году решил получить формально-юридический статус.
Однако, во-первых, совсем не факт, что шитая столь белыми нитками и столь явно административно реализуемая технология, в Москве даст тот же эффект, что в иных регионах. Здесь и базовый рейтинг власти ниже, и понимание манипуляций выше. Во-вторых, реализация проекта «Моя Москва» может еще больше снизить явку на выборы: граждане решат, что они уже «исполнили свой гражданский долг» и больше их участия не требуется. Компенсировать это административной накачкой явки в сентябре чревато обратным эффектом раздражения и голосования «назло».
В Смоленской области в мае 2013 в ходе похожего проекта было образовано 150 избирательных участков, сообщалось об участии 60 тысяч человек (или 7,44% избирателей области). Итоговая явка составила в сентябре в целом по региону 29,1% (с учетом сельской местности, которая в Москве роли не играет), по самому Смоленску составив лишь 22,2%.
Главная загадка с «Моей Москвой» как власти затем будут регистрировать своих кандидатов - выдвигая их или от «Единой России» (что дает право не собирать подписи, но создает имиджевые риски), или самовыдвиженцами (но так как число подписей чрезмерно и честно не может быть собрано, то тогда надо будет или рисовать подписи, или использовать админресурс для их сбора по учреждениям - и то, и другое чревато скандалами и разоблачениями). В названных Ярославской и Смоленской областях по всем округам кандидатов выдвигала сама «Единая Россия». Возможен и гибридный вариант, когда часть кандидатов выдвинут от «Единой России», часть самовыдвиженцами.
Слагаемое №2: Несистемные партии здесь лишние
Система регистрации кандидатов по округам и отсутствие партсписков в выборах МГД делает участие в выборах кандидатов партий, не имеющих льготы (а льготы имеют всего пять партий, набравшие на выборах Госдумы РФ 2011 года более 3% голосов - «Единая Россия», КПРФ, «», ЛДПР и «ЯБЛОКО»), не просто бессмысленным, но даже вредным для кандидатов.
Дело в том, что в условиях, когда выдвиженцам большинства партий придется также, как самовыдвиженцам, собирать невообразимое число подписей, выдвижение от партии, не имеющей льготы, лишь усложнит процесс регистрации. Обширный комплект документов, которые по нашему чрезмерно зарегламентированному законодательству должны представить кандидаты (справки о доходах и расходах, имуществе и т.д. и т.п.), для кандидатов от партий придется дополнить еще обширным пакетом документов на саму партию (заверенные копии устава, протоколы конференции, справки о членстве в партии и т.д.). То есть комплект документов становится еще больше, а чем больше документов, тем больше шансов, что к какому-то из них придерутся. В таких условиях выдвигаться от партии и обрекая себя на лишние хлопоты можно лишь или будучи ее искренним фанатом из идеологически-альтруистических соображений, или если сам бренд партии прибавляет некий существенный процент голосов. Однако партий, способных что-то дать кандидату только за счет бренда, среди новых партий практически нет. Такую прибавку максимально может давать КПРФ, но она итак имеет льготы при регистрации, речь же о новых партиях. Возможно, за счет ошибок части избирателей что-то могут дать альтернативные КПРФ партии-спойлеры с «коммунистическими названиями»: КПСС и «Коммунисты России».
Не удивительно, что РПР-ПАРНАС вообще, видимо, не будет выдвигать кандидатов, а «Гражданская платформа» решила ограничиться шестью официальными кандидатами (остальные пойдут как самовыдвиженцы).
Сколько в итоге зарегистрируют оппозиционеров, не знает никто. Уже сказано, что честно собрать такое число подписей невозможно и фактически это запретительные правила. Значит у всех будут с числом подписей как минимум «натяжки», а сама регистрация пройдет в режиме негласных политических решений в «ручном режиме», когда кого-то если и зарегистрируют, то только с целью спасения имиджа выборов как таковых. Впрочем, вначале создавать непреодолимые правила, а потом порой самой закрывать на них глава из-за политической целесообразности нашей власти не впервой.
Слагаемое №3: силовое давление и посадки оппонентов
Но даже в таких фактически запретительных условиях регистрации власти явно опасаются наиболее ярких и ресурсных оппозиционеров. С февраля находится под домашним арестом самый рейтинговый оппозиционер Алексей Навальный, который личным участием в агитации мог бы помочь своим соратникам. Почти одновременно оказался задержан руководитель партии «Альянс зеленых и социал-демократов» бизнесмен Глеб Фетисов, один из немногих лидеров партий, имеющих значимые собственные финансовые ресурсы для ведения избирательной кампании. Именно в партию Фетисова вошли Геннадий Гудков и Илья Пономарев.
Теперь дошла очередь и до соратников Навального Владимира Ашуркова, Константина Янкаускаса и Николая Ляскина. Не видеться связи внезапных обысков в квартирах их и их родственников с предстоящими выборами невозможно.
Этот контекст с арестами и обысками среди оппозиционеров также вызывает невольные аналогии с прошлогодними ярославскими выборами.
Что делать оппозиции
В подобных условиях шансов на значимое представительство оппозиции в МГД крайне мало. Не исключено, что в худшем варианте, вопреки реальным общественным настроениям в городе, в Мосгордуме может не оказаться вообще ни одного оппозиционера.
Часть ищет варианты выдвижения от партий, имеющих льготы при регистрации, например от «ЯБЛОКО» (называются, в частности, Владимир Милов и инвестор телеканала «Дождь» Александр Винокуров). Часть намерена все же пытаться собирать подписи.
Сказать сейчас, каков будет итоговой список зарегистрированных кандидатов не возможно. Когда он будет сформирован, наиболее выигрышной позицией всех, кого власти не пустили на выборы, может стать реанимация стратегии 2010-2011 годов «Голосуй за любую другую партию (кандидата)». В качестве рекомендаций голосования для протестно настроенного избирателями может быть сформирован эклектичный список из кандидатов самых разных партий, имеющих в своих округах наилучшие шансы, с целью недопустить монополии на власть городской номенклатуры и ее ставленников.
Городская же власть в условиях рисков абсентизма (отказа от участия избирателей в выборах) скорее всего, бросит все силы на организацию явки с помощью хорошо известных технологий. Например, досрочного голосования и голосования на дому. Возможно, вновь вспомнят скандальную технологию голосования на предприятиях, где внезапно будет объявляться рабочий день и фактическое принуждение к участию в выборах под присмотром начальства.