Написал для Slon Ru про перспективы выборов в 2014: в целом неутешительно

Jan 27, 2014 17:38

http://slon.ru/russia/stavka_na_moskvu_chto_gotovit_elektoralnyy_2014-1048917.xhtml

СТАВКА НА МОСКВУ: ЧТО ГОТОВИТ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ 2014

С окончанием новогодних праздников вновь значительная часть российских регионов все более и более погружается в пучину подготовки к выборам: так как никто в кремлевских кабинетах отменять принятое ранее авантюрное решение о введении единого дня голосования в сентябре не хочет, то формально основная части кампании-2014 вновь придется на сезон летних отпусков. Однако у партий и кандидатов в 2014 будет в сентябре на неделю больше, чем в 2013: на этот раз голосование будет не 8 сентября, а 14 сентября. Теоретически шанс на отмену авантюры остается, но, скорее всего все, по крайней мере, в этом году, останется как есть.

Перспектива ближайших месяцев: ранняя агитация и межпартийные миграции

Это означает, что мы будет наблюдать тот же феномен, как и в 2013 - удивительно раннее фактическое начало избирательных кампаний. В таких условиях имеющие наибольшие шансы кандидаты (а также кандидаты малоизвестные) должны стремиться как можно раньше начать избирательную кампанию, чтобы успеть максимально увеличить свою известность и электоральный рейтинг до начала сезона массовых отпусков. В 2013 в результате во многих регионах уже с марта-апреля активно шла фактическая агитационная кампания, при этом агитационная активность существенно снизилась к июлю. При этом, поскольку все это формально происходит вне юридических рамок избирательной кампании, которая формально стартует в начале июня, то и расходы на эту «предварительную агитацию» по сути ничем не регулируются и никак не связаны с еще не существующими избирательными фондами. Для партий удачный повод начать фактическую агитацию - это проведение внутрипартийных выборов кандидатов («праймериз») с максимально широким информационным освещением. Хотя, несомненно, это для них «палка о двух концах»: так как заранее становятся известны некоторые внутрипартийные проигравшие, то они до официального старта выборов, помимо своей части «информационного пирога» получают также шанс найти нового политического партнера вместо партии, которая их отвергла. Поэтому у партий, с одной стороны, нет выхода кроме как начинать агитацию заранее, с другой стороны, тем самым облегчается переход внутрипартийной оппозиции в иные партийные проекты. Поэтому, несомненно, в мае-июне будет следующая за массовой предварительной агитацией фаза: не менее массовые межпартийные миграции. Не стоит сомневаться, что значительная часть этих миграций будет из «Единой России», а также иных парламентских партий.

Что сулит набор регионов

Для того, чем закончатся выборы и как их результат будет воспринят массовым сознанием, большое значение имеет сам набор регионов, в которых выборы будут происходить. Например, по иронии судьбы, в октябре 2012 основные региональные выборы проходили в регионах традиционно жестко электорально управляемых с привычными массовыми фальсификациями, в частности, Краснодарском крае, Саратовской, Пензенской областях. Ожидать, что там дело может кончиться чем-то кроме формального триумфа «партии власти» было изначально наивно. Предсказуемый для специалистов успех партии власти (с которым даже переборщили, присудив «Единой России» 69,47% в Краснодарском крае, 77,92% в Саратовской области, в 70,64% Пензенской) при этом использовался в агитационных целях и как внутрибюрократический сигнал после потока скандальных законодательных инициатив по борьбе с НКО, протестной активностью, свободой мнений и распространения информации и т.д. Он словно говорил: смотрите на итоги, мы (кремлевские кукловоды) все делаем правильно, успех на нашей стороне.

В сентябре 2013 набор же регионов был совсем другим, во-первых, сам список регионов был намного больше, во-вторых, в нем преобладали регионы если не протестные, то с развитой внутренней конкуренцией (Иркутская, Архангельская, Ярославская области, Красноярск, Екатеринбург, Бурятия и т.д.). Причем эту ситуацию еще более усугубили, устроив досрочные выборы мэра Москвы. Итог: ряд символических поражений партии власти (Екатеринбург, Петрозаводск, Красноярский горсовет, впечатляющий успех Навального в Москве). Если сравнивать с декабрем 2011 года, то есть регионы, где результат «Единой России» снизился (Бурятия, Калмыкия, Якутия, а также Чечня), есть, где почти не изменился (Забайкалье), где-то немного вырос (Республика Хакасия, Смоленская и Владимирская области). Наиболее существенный рост был отмечен в Ивановской, Иркутской, Ульяновской, Ярославской областях. Учитывая, что где-то прирост, а где-то падение, в целом общая картина - примерно возвращение к результатам декабря 2011 года. То есть весь основная масса «бонуса» осени 2012 оказалась иллюзией, вызванной лишь подборкой регионов. Не исключено, что этот «холодный душ» мог сыграть свою роль и в некоторой коррекции кремлевской политики в отношении оппозиции, включая амнистию в декабре (помимо фактора приближающейся Олимпиады).

Что же с 2014? Пока на сентябрь 2014 года ожидается 15 губернаторских кампаний (из них одна в Кабардино-Балкарии, где прямых выборов главы региона не будет, так что фактически кампаний 14), однако учитывая крайнюю зарегулированность процедуры их проведения, когда власть фактически сама назначает себе оппонентов, сомнительно что где-то будет какая-то реальная интрига. Скорее всего, тяжелее других будет Никите Белых в Кировской области, но и там он должен избраться. Сам список губернаторских кампаний наверняка вырастет за счет того, что кое-кого из губернаторов могут отправить в отставку досрочно, а кому-то разрешить досрочные выборы (примерно также, как это ранее разрешили Собянину). Федеральный резонанс от этих кампаний может быть, пожалуй, только в случае, если досрочные выборы по какой-то причине состоятся в Санкт-Петербурге или Свердловской области, и в них примут участие реальные оппоненты власти (для Санкт-Петербурга это, очевидно, Оксана Дмитриева, которая могла бы провести кампанию не хуже Навального).

Что касается заксобраний, то их выборов ожидается 12, причем в 3 случаях эти регионы будут пересекаться с выборами губернаторов (Республика Алтай, Кабардино-Балкария, Ненецкий АО). Здесь по определению самыми интересными обещают быть выборы в крупнейшем городе страны - Москве. Но выборы Мосгордумы партия власти сдала без боя, лишая избирателей Москвы выразить к себе отношение как к партии через отмену партийных списков как таковых. Фактически это будет набор персональных кампаний и удастся ли кому-то организовать реальную общегородскую информационную кампанию, имеющую значимый резонанс, большой вопрос. Однако само отсутствие партсписков в Москве уже диагноз, если после этого оппозиция сможет каким-то образом получить значимое число мест в МГД (а в округах, особенно больших по числу избирателей, перевес будет у кандидатов с ресурсами, которые обычно связаны с властью), то это будет для власти публичной катастрофой. Подобные ставки в игре означают риски крайне скандальной кампании. Из иных регионов значительная часть жестко электорально контролируется и в них процент за партию власти ограничен только ее собственными планами и установками (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Тыва, за последние годы электорально деградировали в сторону массовых фальсификаций при Боженове и Груздеве соответственно Волгоградская и Тульская области). Относительно конкурентны пот разным причинам Республика Алтай, Марий Эл, Ненецкий АО, Брянская области, Хабаровский край, хотя в любом из них при желании гайки могут быть закручены.

Не сулят особых общероссийских сенсаций муниципальные выборы (19 выборов горсоветов региональных центров и 4 прямых выборов мэров региональных центров). Здесь потенциально могут быть интересны множественные муниципальные выборы в Московской области, возможные досрочные выборы мэра Астрахани, выборы районных советов в Санкт-Петербурге, а также могут оказаться конкурентны городские выборы в Брянске, Иркутске, Кургане, Мурманске, Владикавказе, Челябинске (независимо от судьбы в них партсписков). Однако не исключено, что где-то еще может случиться непросчитываемая пока интрига.

Однако, в любом случае, очевидно, что для оппозиции сам набор регионов гораздо менее благоприятен, чем в 2013. Изменить картину может только набор неких неблагоприятных для власти событий, например связанных с экономической ситуацией в стране, последствиями Олимпиады (если она окажется неудачной) или какими-нибудь форс-мажорными событиями. Главным же эмоциональным штрихом того, как власть и общество воспримут итоги выборов-2014, сигналом возможных дальнейших перемен или нового закручивания гаек, как видно из изложенного, станут выборы Мосгордумы.
Previous post Next post
Up