Полная версия доклада по ссылке
http://www.komitetgi.ru/analytics/827/Ниже вступление в основными идеями:
КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ
ДОКЛАД №3 ПО МОНИТОРИНГУ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
8 СЕНТЯБРЯ 2013
АГИТАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ И ПОДГОТОВКА К ДНЮ ГОЛОСОВАНИЯ 8 СЕНТЯБРЯ 2013: КОСВЕННАЯ АГИТАЦИЯ, СПОЙЛЕРСКИЕ И «МАСКИРОВОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В первом докладе по мониторингу выборов мы уже отмечали, что перенос выборов на начало сентября автоматически означал наложение основной фазы избирательной кампании (в том числе агитации в СМИ, которая начинается за 28 дней до дня голосования) на сезон летних отпусков. Это поставило в неудобное положение в первую очередь малоизвестных кандидатов-новичков без большого опыта участия в публичных кампаниях: увеличить известность и повысить рейтинг в условиях отсутствия значительной части избирателей затруднительно. Однако и более известные кандидаты и партии оказались в итоге в затруднительном положении. В таких условиях имеющие наибольшие шансы кандидаты стремились как можно раньше начать избирательную кампанию, чтобы успеть максимально повысить свою известность и электоральный рейтинг до начала сезона массовых отпусков. В результате во многих регионах уже с марта-апреля активно шла фактическая агитационная кампания, при этом агитационная активность существенно снизилась к июлю. Таким образом, значительная часть кампании прошла еще до ее официального старта и вне правового поля, очерченного избирательным законодательством о выборах. Затем в большинстве регионов последовало агитационное затишье (конец июня - июль) и новая активизация агитационной деятельности в регионах началась приблизительно со второй половины августа с приближением дня голосования.
Помимо фактического смещения сроков агитационной кампании и массовой предварительной агитации со стороны основных партий и кандидатов основными особенностями агитационной кампании стали, также как и в 2012 году:
• Стимулируемая в первую очередь переносом выборов на начало сентября очевидная ставка в ряде регионов на низкую явку избирателей, когда нужный результат стремятся достигнуть через мобилизацию преимущественно административно зависимого электората с одновременным использованием технологий по дискредитации альтернативных партий и кандидатов, выборов в целом в глазах протестно настроенных избирателей, и снижению явки критически настроенных к власти избирателей. Подобная стратегия ведет к общему снижению общественной легитимности избираемых органов власти, что является крайне опасным с точки зрения долгосрочных политических последствий. При этом риск делегитимизации выборов из-за низкой явки может быть еще больше усилен попытками компенсировать ее технологиями искусственной накрутки явки как через принуждение к участию в выборах части избирателей, так и через различные электоральные махинации;
• Активное применение спойлерских технологий - как на выборах по партийным спискам, так и в мажоритарных округах через участие в выборах партий со схожими до степени смешения названиями, выдвижение кандидатов-однофамильцев, выдвижение дополнительных списков и кандидатов с аналогичным электоральным позиционированием с целью распыления голосов;
• Активное применение «маскировочных технологий» - попытка отвлечь внимание от образа конкретных партий (в первую очередь, «партии власти» - там, где она недостаточно популярна) и расширить электоральную базу через использование в ходе кампании политических симулякров, от имени которых ведется агитация (от эфемерных общественных движений до кампаний вокруг тех или иных инициатив); имитация лояльными власти партиями и кандидатами протестной риторики и риторики обновления; инициирование скандальных тем, отвлекающих внимание от неудобных власти тем и вопросов.
В то же время сохраняется значительная дифференциация агитационной активности по регионам в зависимости от степени реальной конкурентности на конкретных выборах. Так, в течение практически всего наблюдаемого периода отмечалась минимальная агитационная активность (за исключением косвенной агитации) на региональных выборах в Хакасии, Хабаровском крае, муниципальных выборах во Владивостоке, Кызыле, Майкопе. Наиболее активные агитационные кампании отмечены в Архангельской, Владимирской, Иркутской, Смоленской, Ярославской областях, Забайкальском крае, Бурятии, Москве, Екатеринбурге. Во многих регионах почти отсутствовала большую часть избирательной кампании наружная политическая реклама и партиями преимущественно велась агитация с помощью печатных агитматериалов (листовки, газеты, буклеты) - например, в Ростовской области.
К примеру, на начало августа во Владивостоке было характерно полное отсутствие в городе наглядной агитации, связанной с выборами. В избирком представлены образцы только семи агитационных листовок от кандидатов А.Юртаева и В.Гильгенберга, И.Пушкарева, О.Вельгодского - в основном печатная продукция (листовки, буклеты). При этом неофициально активную компанию вел только Игорь Пушкарев, активность остальных претендентов визуально не зафиксирована. Часть кандидатов вела активную агитацию в социальных сетях (Н. Марковцев от РОДП «ЯБЛОКО», сторонники В.Черепкова). По данным из Адыгеи, опрос, проведенный 4 августа корреспондентами газеты «Закубанье» в центре Майкопа у магазина «Магнит» показал, что из 50 опрошенных только двое знали, что в городе идет предвыборная кампания. При этом на предстоящих в городе муниципальных выборах на ТВ бесплатного (и платного) времени не выделяют, а тираж «Майкопских Новостей» составляет лишь 3 тыс.экземпляров. При значительном числе кандидатов и партсписков, даже имеющиеся бесплатные площади для публикации агитационных материалов распыляются между создающими информационный фон участниками и оказываются весьма незначительными.
Еще одной из особенностей данной избирательной кампании является активное применение новых избирательных технологий, связанных с развитием научно-технического прогресса и революцией социальных сетей. Это касается как использования системы электронных платежей при сборе пожертвований в поддержку кандидатов (аналогичные перемены намного ранее начались в других странах мира), так и методов ведения самих агиткампаний, в которых все более растет информационное и организационное влияние средств электронной коммуникации, которые затем через лидеров общественного мнения и неформальное взаимодействие транслируются среди менее информационно продвинутой части населения. Этот процесс становится все более заметен не только в Москве, но и во многих значимых городах (Иркутск, Екатеринбург, Волгоград и т.д.) и его электоральное значение растет. Данные тенденции подчеркивают бессмысленность в современных условиях многих содержащихся в избирательном законодательстве архаичных норм и ограничений, созданных в другую эпоху и находящихся во все более очевидном противоречии с бытовой практикой и техническими средствами, использующимися все большей частью населения. Это касается как норм про финансирование политических кампаний, так и норм фиксирующих агитационную деятельность, проведение социологических исследований и т.д. И это противоречие невозможно решить никакими новыми запретами (невозможно запретить гражданину, который затем как физическое лицо вносит средства на счет кандидата, самому получать зарплаты и пожертвования от других лиц и организаций, данная цепочка может быть сколь угодно длинной - именно так во многом через сбор интернет-пожертвований граждан активистами построена кампания в поддержку А.Навального
[1], несомненно, что данная практика будет расширяться в дальнейшем и другими партиями и кандидатами), единственным выходом является отмена бессмысленных в современных условиях правил и ограничений и либерализация избирательного законодательства.
Так, в этой кампании резко активизировалась интернет-реклама выборов в социальных сетях в Иркутской области, активно работают в регионе на этом пространстве КПРФ, «Демократический выбор», немного - «Умная Россия». В Вологде на выборах мэра часть кандидатов зарегистрировала свои официальные странички и группы в социальной сети «Вконтакте», в частности, это сделали Александр Лукичев:
http://vk.com/lukicev, Евгений Доможиров:
http://vk.com/domozhiroff_politik, Сергей Гужев:
http://vk.com/club55911204, Кирилл Панько:
http://vk.com/club56293106. В Ивановской области активна в интернете КПРФ (сайт регулярно обновляется, заточен на предвыборную агитацию, содержит актуальную информацию, релевантную повестке дня, медийный контексту, информационные поводы
http://www.ivkprf.ru). При этом сайт РО партии «Единая Россия» в Ивановской области зачастую обновляется «дежурным» образом, часто не релевантен актуальной повестке дне, посвящен лишь описанию достижений партии власти и администрации, что и составляет основное содержание агитации
http://ivanovo.er.ru/ Сайт Ивановской «Справедливой России» резко активизировал свою работу с началом кампании, до этого информация почти не обновлялась, содержание полностью служит задачам выборной кампании. Начала работу в региональном интернете Ивановской области «Родина»
httpHYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/"://HYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/".HYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/"ivanovoHYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/".HYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/"rodinaHYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/".HYPERLINK "http://www.ivanovo.rodina.ru/"ru.
Очевидно, что «технологическая революция» сегодня «работает» на относительно ограниченный круг более продвинутых (и склонных к критическому осмыслению реальности) избирателей, который в большинстве территорий (кроме Москвы, Екатеринбурга и других крупных городов) пока не составляет большинства. Косвенная же агитация, которая осуществляется больше через официальные медиа (в первую очередь телевидение) и привычные рекламные носители консолидирует главным образом традиционный, конформистски настроенный и менее информационно «провинутый» (при этом более электорально активный) электорат. При этом спойлерские и «маскировочные» технологии ориентированы скорее часть общества, промежуточную (переходную) между традиционно-конформистской и информационно-продвинутой модернизационно настроенной частями. Будучи призваны дезорганизовать и запутать протестную, но не столь информационно продвинутую и образованную часть общества, они при этом дезориентируют и часть провластно настроенного электората. Несомненно, что само проведение выборов в начале сентября очевидная ставка «традиционные» электоральные группы, которые в условиях возможной низкой явки могут доминировать, однако проведение выборов 8 сентября во многих наиболее крупных и информационно развитых городах и регионах (в том числе Москве и Екатеринбурге) и активная кампания со стороны представляющих интересы критически настроенных и при этом информационно «продвинутых» избирателей кандидатов создают определенную интригу. В результате уже по результатам предстоящих выборов можно будет подвести первые итоги конкуренции этих подходов к избирательным технологиям - архаичного, воспроизводящего практики российских электоральных манипуляций 1990-х годов, и модернового, использующего современные коммуникативные подходы к предвыборной агитации.
[1] 12 августа представители Генпрокуратуры РФ сообщили, что кампанию А. Навального якобы спонсировали "300 иностранных юридических и физических лиц, а также анонимные жертвователи из 46 стран мира с 347 IP-адресов": деньги перечислялись на электронные кошельки в "Яндекс.Деньгах" самого А. Навального, а также его сторонников (Николая Ляскина, Константина Янкаускаса, Владимира Ашуркова), которые затем переводили эти средства на избирательный счет кандидата в Сбербанке. Результаты проверки прокуратура направила в МВД "для решения вопроса о возбуждении уголовного дела". Представитель МВД Андрей Пилипчук сообщил, что специалисты ведомства уже "приступили к их изучению". Адвокат Вадим Прохоров заявил в ответ, что "ни одна из статей УК, касающихся избирательного законодательства (141, 141.1, 142 и 142.1 УК РФ), к ситуации кандидата Навального не подходит". Глава штаба Алексея Навального Л. Волков заверил СМИ, что «никто из сторонников со своих кошельков деньги на избирательный счет кандидата не переводил». По его словам, среди жертвователей сторонникам кандидата в "Яндекс.Деньгах" "чисто теоретически могут быть иностранные граждане", но Мосгоризбирком проверяет все платежи, которые поступают на избирательный счет самого А. Навального в Сбербанке. Представитель пресс-службы компании "Яндекс.Деньги" Ася Мелкумова сообщила, что «Яндекс.Деньги» обслуживает только от физических лиц, а IP-адрес свидетельствует лишь о технических настройках доступа в интернет, но не о гражданстве. По ее словам, компания готова представить правоохранительным органам информацию об идентифицированных пользователях, которые по закону обязаны указывать паспортные данные в случае, «если платеж больше 15 тыс. рублей». (
http://www.kommersant.ru/Doc/2254091)