Гиперавгустинианство и экспроприация насилия

Feb 12, 2017 21:02


Чарльз Тейлор пишет, что гиперавгустинианство с его «massa damnata», широко задействованное как католической, так и протестантской сторонами, немало способствовало тому, чтобы многие оставили веру и приняли «эксклюзивный гуманизм» в ту эпоху, когда антропологический поворот набрал силу.
Божественное насилие не только само по себе является богословской проблемой (поскольку, подчёркивая эту линию слишком последовательно, мы лишаем смысла многие ключевые христианские учения вроде притчи о блудном сыне), но особенно серьёзной проблемой является то, что мы слишком легко его экспроприируем. Если наказанием за наши грехи являются иноземные захватчики, то это ещё не несёт в себе большой духовной опасности. Но что если орудиями гнева Бога становятся «свои»? Тогда запускается механизм исключения, и мы приходим к ситуациям невероятного всплеска насилия, вроде первой мировой войны, когда каждая из сторон самоуверенно записывала Бога себе в сторонники.
Анализируя причины упадка религиозности, мы немного достигнем, если не осознаем, какие именно теории христианских богословов объективно содействовали секуляризации. Никто не говорит, что гиперавгустинианство было сознательно нацелено на «эксклюзивный гуманизм». Но не видеть того, что оно исторически много поспособствовало модерному переходу к секуляризации - значит, не извлечь необходимых выводов из того, что произошло в истории христианства.

религия, Чарльз Тейлор, антропология, культура, теология, вера

Previous post Next post
Up