Nov 06, 2016 22:51
В 1967-м году Схиллебекс написал свою программную работу «Относительно католического применения герменевтики. Идентичность веры в ре-интерпретации», которая ознаменовала так называемый «герменевтический поворот» в его богословии.
В первую очередь он отмечал, что откровение являет себя всегда исключительно посредством тех интерпретаций, которые люди придают своей собственной религиозной жизни. Социальный и культурный контекст неизбежно оказывает влияние на интерпретацию. Значение текста можно понять лишь в том случае, если читатель способен пересказать его новыми словами, которые могут сделать текст актуальным в новой ситуации; понимание возможно, если читатель во встрече осознаёт одновременно с текстом и своё собственное предпонимание мира, свои собственные предпосылки и предрассудки.
Герменевтический процесс связывает вместе прошлое и настоящее, и приводит к проникновению не только в смысл читаемого текста, но и в смысл собственной социальной ситуации читателя. В том, что касается христианской герменевтики, то эсхатологические обетования не могут быть полностью объяснены на теоретическом только уровне, они требуют актуализации в христианской практике верующих. Таким образом, божественное откровение требует именно «практической герменевтики». Схиллибекс подчёркивает важность критической составляющей этой практики, проявляющейся в христианском сопротивлении распространённым в мире «предпониманиям», критической солидарности людей в сопротивлении всему античеловеческому, что происходит в мире.
герменевтика,
политика,
Схиллебекс,
теология,
Библия