Хотя в последние 40 лет появилось много качественных книг по посланиям апостола Павла, до сих пор наблюдается массовая тенденция к неправильному прочтению его текстов. Это объясняется тем, что несколько столетий, от Лютера до Бультмана и Каземана, Павел прочитывался в богословском контексте XVI века, а не своего собственного времени.
Среди наиболее распространённых ошибок - лютеранизация Павла, приписывание ему акцента на противопоставление «дел» и «веры». То, что вера для Павла - всегда «вера, действующая любовью», то есть вера, актуализированная в поведении, а не понятая как интеллектуальное принятие некоторых утверждений как истинные, даёт понять, что такое прочтение Павла анахронично. Вообще, Павел чаше всего говорит не просто о «делах», а о «делах закона» (особенно в послании Галатам) или «делах плоти». Первое направлено против обязательности исполнения закона Моисея христианами, второе говорит о действиях человека, не принявшего духа Христова.
Конечно, второе тоже никак нельзя понимать в смысле гностического дуализма, или отрицания телесности. Плоть, «сома» для апостола Павла иногда синоним «личности», иногда употребляет слово, говоря о человеке, подчинённом свои желаниям и страстям. Никогда «сома» не может означать мёртвого тела, трупа! Человек не «имеет тело», он «есть тело». В то же время он есть душа. Павел не имеет ни малейшего отношения к дуалистам декартовского типа. «Саркс» - тоже тело, и тоже означает целостность человека, личности. Чаще всего Павел использует это слово в противопоставлении «духу», то есть для противопоставления ветхого человека новому, «новой твари». Душа, психе - жизненное начало человека, в частности обозначает сознание и интеллект.
Павел вообще не интересовался «составом» человека, и потому все споры об отнесении апостола к трихотомистам (тело, душа, дух), или дихотомистам (тело/душа) не имеют никакого отношения в антропологии Павла. То, что имел в виду Павел, говоря о теле, душе и духе, это весь человек, взятый в его целостности - но в разных отношениях и в разных своих жизненных ориентациях.
Важно помнить, что использованные ап. Павлом метафоры впоследствии часто развивались в стройные богословские теории. Но это не причина думать, что изначально термины использовались Павлом именно в контексте возникших позднее богословских теорий.
Ещё один важный момент для понимания сотериологии Павла: заместительное искупление Иисуса. В более поздней традиции чаще это всего понимали как уничтожение грехов людей, но культовая традиция Ветхого Завета понимала приношение крови животного как замещение посвящения человека Богу посвящением животного. Поскольку в крови душа животного, то кровь означает целостность животного, а поскольку животное приносится заместительно, то понимать в качестве цели обряда надо именно целостное посвящение Богу человека. Тогда формулировки апостола Павла надо понимать именно в связи с соединением всех людей с Богом через Иисуса, а не в более позднем и узком смысле «смывания грехов».
Для того, чтобы лучше разобраться в теологии и терминологии ап. Павла, рекомендую статью Фитцмайера «Teologia Paolina» в Nuovo grande commentario biblico и книги Джеймса Данна The Theology of Paul the Apostle и The New Perspective on Paul.