Фома Аквинский о том, каким образом мыслит отделённая от тела душа

Dec 17, 2015 23:30

В работе De anima, a. 15, ad 9 Аквинат поясняет, что поскольку отделённая от тела душа не имеет органов чувств, которые необходимы человеку для того, чтобы познавать, то она получает уже готовые формы от ангелов. Но её действующий интеллект не материален, остаётся у неё, поэтому понимает эти формы она уже сама.

антропология, Фома Аквинский, теория познания, томизм

Leave a comment

alexander_konev January 3 2016, 21:56:59 UTC
Мне кажется, что деление дискурсов на два чётко противопоставленных типа -- строгие доказательства и простые нарративы -- упускает из виду большее разнообразие возможных вариантов. Например, есть личностные отношения, которые позволяют людям иметь весьма значительную степень уверенности, хотя и не используют никаких доказательств. Есть метафизические построения, которые имеют убедительную силу. Например, неоднократно упомянутый довод о том, что если сознание оперирует нематериальными объектами, то оно не может быть материальным, в противном случае не имелось бы точек соприкосновения. Это не доказательство в строгом смысле, но тем не менее обоснование, отвергнуть которое не так просто. Или некоторые умозрения, упоминаемые Фомой Аквинским и затем Лонерганом в его Verbum. Например, закон исключённого третьего или утверждение о том, что часть меньше целого. Это некоторые базовые умозрения, которые не суть просто нарративы, но принуждают к согласию с немалой силой.
Я бы в данном случае хотел бы отметить, что в нашем знании есть области "полутени", которую хотя и нельзя назвать пронизанными ярким светом несомненности, но и нельзя назвать тьмой неведения. И большая часть нашего знания как раз там и находится. Думаю, что аргументы Фомы о душе скорее всего правильнее определить как относящиеся к такой области. Из чего не вовсе следует, что его аргументация "невалидна".

Reply


Leave a comment

Up