Dec 14, 2015 16:37
Я много раз перечитывал книгу Иова, и всегда воспринимал её как отказ от ответа на вопрос теодицеи на концептуальном уровне. В книге видно, что изменение в Иове происходит после личной встречи с Богом, что выводит на первый план элемент экзистенциальный и мистический, отвергая простые построения религиозной философии друзей Иова как ложный ответ. Но всё-таки сейчас кажется, что перечисление тех чудес природы, которые творит Бог, указывает и на возможность другой перспективы для понимания книги. То, что Иов не может понять устройства мира, подразумевает то, что в нынешнем состоянии человек просто не способен понять ту связь вещей, которая объясняет значение страдания в целостности всего творения и всей истории. Действительно, будучи бесконечностью только потенциально, согласно предельному горизонту своего понимания, но оставаясь конечным актуально, человек не способен увидеть те сложнейшие взаимосвязи, которые видит Бог, и потому концептуальный ответ всё-таки есть, но он остаётся за горизонтом этой жизни. В этом случае объясняющий ответ на уровне знания всё-таки принципиально возможен…
антропология,
страдание,
страдающий праведник,
теодицея,
Иов,
теология