Итак, Делёз и Гваттари стоят за освобождение бессознательного из-под диктата сознания, того рационального «Я», которое представляет собой рудимент патриархальной культуры с её «фалло-лого-центризмом». Традиционное европейское мышление как модерна так и премодерна они характеризуют как мышление параноидальное, стремящееся как можно более надёжно укрепить пресловутый «субъект» модерна, проектирующие и приказывающее «Я». Согласно их мысли, освобождение бессознательного должно сопровождаться расщеплением «Я» на многие кластеры, каждый из которых должен иметь свой голос и не должен подавляться диктатурой «Ich». В этом их желание прямо противоположно желанию Фрейда, который считал полезным и правильным, чтобы там, где было «Es», стало «Ich».
Но при формулировании этой задачи возникает противоречие: ведь если Делёз и Гваттари идут в основном русле новоевропейской научной мысли с её отказом от всякой телеологии, то как они могут ставить радикально телеологическую задачу изменения человеческой психики? Более того, кто ставит задачи и создаёт проекты? Это же тот самый параноидальный «мужской» компонент, «Я», сознание субъекта. Проекты - это его продукт, а децентрированное шизофреническое мышление в принципе не способно на единый проект, предполагающий целеполагание. Получается, что на выходе у Делёза и Гваттари получается та же самая телеология, то есть прямое противоречие с тем, что должно было бы быть? Может ли параноидальный элемент обеспечить победу элемента шизофренического, или это «круглый квадрат»?