Aug 24, 2024 16:53
В одной из своих лекций Дмитрий Хаустов обратил внимание на то, что Френсис Бэкон - тот, кто первым потребовал исключения аристотелевского понятия «целевых причин» из научного дискурса - он же установил в европейской традицию скрытой телеологии. Зачем нам вообще нужно заниматься науками, зачем делать бэконовский акцент на эмпирическом методе? Сам Бэкон говорит, что это нужно для подчинения природы. Но зачем нужно подчинить природу? Он на этот вопрос прямо не отвечает, но в целом из его работ видно, что окончательной целью ему видится увеличение власти. То есть, власть как таковая - это его непроговариваемая, умалчиваемая цель. Отсюда уже можно усмотреть будущий маршрут к ницшевской «воле к власти», противопоставляющей себя религии, морали, истине и разуму как таковому. Не Благо, не Истина, не Бытие, не Красота, не Единое - ничто из этого больше не является целью (они и не могут быть целью для эмпирика, потому что относятся к предмету исследования религии или метафизики, а не физики). Целью становится Власть.
Френсис Бэкон,
эмпиризм,
телеология,
Дмитрий Хаустов