Очень интересно. 1. Только не совсем понятны три конструкции: традиция, энциклопедия, генетическая. Я понял так, что традиция устанавливает обоснование рациональности во вне (Бог), энциклопедия выделяет наличие общих рациональных элементов, а генетика - отсутствие универсалий, просто коллекцию масок. 2. Война традиций - это война рациональностей ? Как-то туманно. Получается, что война уничтожает одну и утверждает другую, существующую. Туманно. Получается, что в философии существуют 3 указанные тенденции, и история философии - это война трёх. 3. О последнем вопросу подумал: лучший язык философии, это deutsche. 4. Есть ещё неск. неточностей. Напр., (10:58): Аквинский преодолел с пом. Аристотеля эпист. кризис 13 в. Августина; т.е. соединил Аристотеля и Августина. Во-первых, не сказал, в чём состоял этот кризис. Во-вторых, нужно было сказать, в чём состоялось соединение. (Я бы, напр., так не стал формулировать).
Я думаю, что война традиций это конкуренция интерпретаций. Рациональности могут сменять друг друга, это называют обычно сменой парадигм, или же обогащать друг друга. Что касается эпистемологического кризиса XIII века, то об этом Баумейстер упоминал. В первую очередь столкновение с арабским миром и способами мышления, казавшимися предпочтительней чистого августинизма. Кроме того, достаточно хорошо известна история Европы того времени, и приметы того кризиса, при некотором знакомстве с историей цивилизации, в особо сложном поиске, кажется, не нуждаются. В это же время начинается подъём экспериментальной науки, через какие-то 100 лет уже в Европе налицо бурный рост теоретической физики, к примеру, теории импетуса: Орель, Буридан и другие. В том же XIII веке видно мощное развитие пропозициональной логики. Столкновение с развитыми некатолическими цивилизациями: Византией и арабским миром. В общем, кризис августиновской традиции довольно заметен.
Вот этот аспект меня больше всего и интересует: "конкуренция интерпретаций". Если говорить о смене интерпретаций, то можно предположить, что то, что различно интерпретируется остаётся неизменным. Или так: неизменной допускает интерпретацию в форме христианского богословия, ислама и буддизма. А Дугин, напр., говорит не о видах рациональной интерпретации, а о развитии парадигм: модерн вырастает из традиции, постмодерн вообще неизбежно следует за модерном. Итак, прежде, чем говорить о кризисе, мне кажется, вначале нужно зафиксировать, что с чем конфликтует. Понятно, что этот вопрос - за пределами лекции, но он в ней затрагивается.
Я не уверен, что надо говорить о смене традиций в духе эволюционизма. Модерн "вырастает из традиции", однако не без разрыва. Очень интересную критику Декарта и английских эмпиристов можно прочитать у американского аналитического томиста Эдварда Фезера. После его книг я уже не уверен, что картезианство представляло собой "движение вперёд" в сравнении с аристотелизмом. А такое, например, направление, как radical orthodoxy, понимает себя в целом как late modernism. Они знают постмодернизм, критикуют его, и предпочитают мыслить в духе "позднего", или, я бы сказал, "просвещённого" модернизма.
Comments 7
Reply
1. Только не совсем понятны три конструкции: традиция, энциклопедия, генетическая. Я понял так, что традиция устанавливает обоснование рациональности во вне (Бог), энциклопедия выделяет наличие общих рациональных элементов, а генетика - отсутствие универсалий, просто коллекцию масок.
2. Война традиций - это война рациональностей ? Как-то туманно. Получается, что война уничтожает одну и утверждает другую, существующую. Туманно. Получается, что в философии существуют 3 указанные тенденции, и история философии - это война трёх.
3. О последнем вопросу подумал: лучший язык философии, это deutsche.
4. Есть ещё неск. неточностей. Напр., (10:58): Аквинский преодолел с пом. Аристотеля эпист. кризис 13 в. Августина; т.е. соединил Аристотеля и Августина. Во-первых, не сказал, в чём состоял этот кризис. Во-вторых, нужно было сказать, в чём состоялось соединение. (Я бы, напр., так не стал формулировать).
Reply
Кроме того, достаточно хорошо известна история Европы того времени, и приметы того кризиса, при некотором знакомстве с историей цивилизации, в особо сложном поиске, кажется, не нуждаются. В это же время начинается подъём экспериментальной науки, через какие-то 100 лет уже в Европе налицо бурный рост теоретической физики, к примеру, теории импетуса: Орель, Буридан и другие. В том же XIII веке видно мощное развитие пропозициональной логики. Столкновение с развитыми некатолическими цивилизациями: Византией и арабским миром. В общем, кризис августиновской традиции довольно заметен.
Reply
Понятно, что этот вопрос - за пределами лекции, но он в ней затрагивается.
Reply
А такое, например, направление, как radical orthodoxy, понимает себя в целом как late modernism. Они знают постмодернизм, критикуют его, и предпочитают мыслить в духе "позднего", или, я бы сказал, "просвещённого" модернизма.
Reply
Leave a comment