Click to view
На 32-й минуте лектор говорит о том, как Бергсон опровергал апории Зенона. Зенон Элейский, как известно, старался математически доказать невозможность движения и рассматривал положение стрелы как неподвижное в каждой точке её траектории. Исходя из того, что по первому образованию Бергсон был математиком, и причём талантливым, по отзывам современников, то наиболее ожидаемой стратегией опровержения могла бы быть апелляция к бесконечно малым. Во всяком случае, именно такой была моя первая реакция на апории Зенона, когда я несколько десятков лет назад узнал о них. Поскольку математическая точка это абстракция, и в физическом мире существуют только бесконечно приближающиеся к нулю интервалы, но не точки, то в каждом из таких интервалов скорость стрелы всё равно будет определяться отношением длины отрезка к интервалу времени. Это кажется естественным подходом для любого человека с техническим образованием.
Но математик Бергсон, оказывается, пошёл по иному пути. Он в стиле св. Августина апеллировал к тому, как мы ощущаем движение в нашем непосредственном человеческом опыте, в отличие от разложения движения на статичные моменты, которое мы осуществляем в насыщенном интеллектуальными предпосылками аналитическом процессе. Этим различается беспредпосылочное восприятие движения, в котором мы не можем ошибиться, от предпосылочного, к которому прибег Зенон. Реальное движение, согласно Бергсону - это не количественная, а качественная категория. Этот ход мысли Бергсона, как мне кажется, показывает, что он по складу ума был всё-таки больше философ, чем математик.
А с 43-й минуты идёт рассказ о том, как Бергсон понимал время. Интересна аналогия длительности времени с настойкой, где каждый добавляемый компонент вступает в реакцию тем, что было в бутылке раньше. Длительность он также сравнивал с музыкой, когда прошедшие звуки определяют смысл настоящих, соединяясь с ними в единство мелодии. А вот последнее - это уже почти что прямая цитата из «Исповеди» Августина.