Анализ акта веры согласно св. Фоме

Oct 14, 2019 00:41

В первую очередь мы находим проделанный им анализ акта веры в Summa Theologiae (II-II, q. 1-16) и De Veritate, q. 14. Влияние этого томистского анализа можно обнаружить в таких соборных документах, как Dei Filius (Vaticanum I) и Dei Verbum (Vaticanum II)

Общий подход Аквината заключается в том, что вера является собственным актом интеллекта: Credere est actus intellectus assentientis veritati divinae ex imperio voluntatis a Deo motae per gratiam (STh II-II, 2, 9) - «… верование есть действие разума, соглашающегося с божественной истиной по повелению воли, которая движима Богом посредством благодати».

Здесь мы видим три элемента: благодать, воля и интеллект. Согласно аристотелевско-томистской антропологии, человеческая душа обладает двумя способностями: волей и интеллектом. Поскольку интеллект стремится по природе к истине, то объектом веры, по Фоме, является «первая истина»: «Obiectum fidei est veritas prima» (STh II-II, 1, 1). Но первой истиной является Бог.

При этом в действии интеллекта Фома различал объект материальный и объект формальный. Материальным объектом веры является содержание веры (fides quae). К этому объекту относится сам Бог (первичный объект) и то, что Бог открывает для нашего спасения (вторичный объект). В этом смысле вера в Бога в схоластической традиции обозначается как Credere Deum.

Формальный объект имеет два аспекта: Бог как Первая истина и Бог как Высшее Благо. Первый аспект привлекает интеллект, второй - волю.



Воля человека включается в акт веры потому, что Бог как первая истина для нашего ума не обладает самоочевидностью, и потому интеллект должен опереться на авторитет свидетельства. Точного доказательства всему материальному объекту веры интеллект не получает, и воля (побуждаемая благодатью) компенсирует имеющуюся недостаточность очевидной убедительности. Именно поэтому Фома говорит о том, что здесь - причина несовершенства акта нашей веры. Но тот факт, что доказательства не являются принуждающими, оставляет душе возможность добровольного принятия веры, что обусловливает заслугу для верующего. Если бы принуждение было, то акт веры не мог бы быть вменён в заслугу. Благодать, хотя и побуждает волю, но не принуждает её.

Что касается воли, то её привлекает к Богу тот факт, что Бог является высшим Благом, а воля по природе стремится ко благу так же, как интеллект к истине. Таким образом, решающее движение к вере производит воля, а не интеллект. В De veritate, q. 14 , 1 Фома даже утверждает: Non enim assensus ex cogitatione causatur, sed ex voluntate (согласие веры причиняется не интеллектом, а волей).

Последующие томисты видели место веры посередине между знанием и мнением (например, Гуго Сен-Викторский). В De veritate Фома говорит, что в вере есть нечто совершенное и нечто несовершенное. Совершенна может быть твёрдость решения и согласия души, а несовершенство заключено в недостатке осознания, а потому в остающемся ещё беспокойстве интеллекта. (De Veritate, 14, 1, co. 5)

Credere Deo, Credere Deum, Credere in Deum

Мы уже рассмотрели, что означает выражение Credere Deum.  Credere Deo означает принятие Бога как первой истины, в смысле формального объекта веры:

… если рассматривать объект веры со стороны разума, то тогда в нем можно, как уже сказано обнаружить две [вещи]. Во-первых, материальный объект веры. И тогда действием веры является вера в существование Бога, поскольку, как сказано выше, нам для веры предлагается только то, что тем или иным образом соотносится с Богом. А второе, что обнаруживается в объекте веры - это формальный аспект объекта, который выступает в роли средства, благодаря которому одобряют то, что предложено для веры. И в этом отношении действием веры является доверие Богу, поскольку, как уже сказано выше, формальным объектом веры является первая истина, к которой человек прибегает, чтобы ради неё одобрять то, что предложено для веры. А если рассматривать объект веры в третьем смысле, т. е. сообразно тому, что разум движим волей, то тогда действие веры будет заключаться в вере в Бога (credere in Deum), ведь первая истина соотносится с волей как цель. (STh II-II, q. 2, a. 2, Resp)

Как мы видим, Credere Deo означает то, что первая истина выступает в качестве гаранта истинности того, во что нужно верить. Наконец, Бог является высшим Благом, которое более всего привлекает волю. Именно этот аспект, обозначаемым формулой credere in Deum, является выражением той любви, которая побуждает волю человека к вере. Здесь мы находим динамику, порождающую желание человека соединиться с Богом. Именно по причине любви (credere in Deum) вера не является ни всего лишь логической необходимостью (credere Deo) ни принятием содержания доктрины (Credere Deum).

Фома Аквинский, теология, богословская антропология, томизм, вера

Previous post Next post
Up