Прочитал статью Мартина Хайдеггера «Вопрос о технике», и в тот же день посмотрел фильм Стенли Донена «Шарада» (1963) с Кэри Грантом и Одри Хёпберн.
Интересно, что идеи этих двух очень разных источников в чём-то перекликаются. Хайдеггер пишет о «поставе», то есть о том способе выхода Бытия из потаённости, который оперирует понятиями производства, обеспечения. Ни одна вещь для технического мышления не выглядит независимой от производства, её смысл в "состоянии-в-наличии". Наука ценна лишь постольку, поскольку включена в процесс производства, да и самого себя человек уже начинает рассматривать как некое звено в производственном процессе.
Хайдеггер пишет:
«Постав, однако, подвергает риску не только человека в его отношении к самому себе и ко всему, что есть. В качестве миссии он посылает человека на путь раскрытия потаенности способом поставления. Где господствует последнее, изгоняется всякая другая возможность раскрытия потаенности. Главное, поставом скрадывается тот путь раскрытия тайны, который дает присутствующему явиться в смысле произведения, ποίησις. По сравнению с ним поставляющее производство энергично встаёт в противительное отношение к тому, что есть. Где правит постав, на всякое раскрытие потаённого ложится печать управления, организации и обеспечения всего состоящего в наличии. Управление, организация, обеспечение не дают обнаружиться даже своей собственной основной черте, а именно этому раскрытию как таковому».
Какая связь статьи Хайдеггера с фильмом? Связь в том, что герои фильма тоже стали жертвами «постава». Они ищут 250 тысяч долларов, раскладывают содержимое сумки, внимательно его изучают, неоднократно бормочут: "вот конверт с накленными марками", "где-то тут лежат 250 тысяч долларов" и им не приходит в голову, что 250 тысяч долларов это и есть марки. Они видят в марке только средство уплаты почтового сбора, чисто технический элемент, лишившийся своего лица, единственная функция которого есть уплата почтового сбора. Опытный филателист (на кадре из фильма вверху) сразу определяет, что марки не обычные, а очень редкие и ценные. Он даже находит их красивыми (хотя внешне это ничем не выдающиеся марки). Но и тут красота не возникает сама по себе, она порождается тем же поставом, но только в несколько другом обличии: здесь марка -- средство для коллекционирования, своеобразного бизнеса.... тоже производство своего рода.