Когда антропологию Карла Ранера называют «трансцендентальной», то следует иметь в виду, что термин «трансцендентальный» понимается им своеобразно. Во-первых, в схоластическом значении понятия «трансценденталий» (истинное, благое, единое), то есть в том же смысле, в каком употреблял термин Фома Аквинский. В этом смысле Ранер говорит об изначальном опыте человека, когда в каждом событии познания какого-либо конкретного сущего происходит предвосхищение тотальности бытия в его единстве, истине и благости. Во-вторых, этот термин употребляется в кантианском смысле, то есть обращает внимание на априорные возможности познания (в первую очередь Ранера интересуют априорные антропологические условия принятия человеком благодати Бога), существующие до всякого конкретно-исторического опыта. Помимо этого, нельзя сбрасывать со счетов и «экзистенциальное» значение термина, как его использовал Мартин Хайдеггер с его «трансцендентальной антропологией». Сам Ранер в 1969 году писал о том, что Хайдеггер научил его, что «везде и во всём мы должны искать невыразимую тайну, которая располагается вокруг нас, несмотря на то, что мы не в состоянии выразить её словами».
[1] [1] Цитируется по И. Хромец, Антропология Ранера, 32-33