Св. Фома не был «философом системы» в картезианском или посткартезианском духе, не был он и холодным рационалистом. Он был человеком великого религиозного благочестия, с острым чувством священного и святого… Посмотрим на портрет св. Фомы кисти Юстуса Гентского, фламандского живописца XV века, который мы видим в Лувре.
Наши глаза прежде всего притягивает центр картины, где изображены руки святого. Правый указательный палец прижат к большому пальцу левой руки, как будто Фома говорит: «Primo». Руки символизируют «ratio», дискурсивную аргументацию. Но их положение не сковано, мизинец левой руки отставлен, как если бы рука держала чашку из тонкого фарфора. Руки принадлежат человеку, сидящему свободно и спокойно. Складки хабита мягко спадают на колени, широкий капюшон покоится вокруг шеи. Круглое лицо спокойно и невозмутимо, выражение глаз безмятежное и мягкое.
Фигура представляет собой образец уравновешенности и мира. Если руки выражают «ratio», то фигура в целом символизирует «intellectus», медитативное спокойствие. Любой богословский аргумент, предложенный изображённым на портрете, исходит от человека созерцательного дарования, помышляющего о вещах небесных. Если здесь и есть «ratio», то оно находится внутри «intellectus»: «ratio» тут знает своё место. Хотя этот человек Magister, он тем не менее, полон созерцательного покоя и молитвенного духа.
Картина принадлежит тому миру, в котором жил и сам св. Фома. Она показывает нам этот мир, раскрывает его подобно тому, как картины Ван Гога раскрывают нам мир крестьянина (об этом писал Хайдеггер). В картине можно услышать тишину и увидеть покой созерцания. Он показывает не мир схоластических диспутов, но мир безмятежности, не «disputatio» но «pietas», не вычисления, но медитации и Gelassenheit… Когда мы слышим слова Аквината в его «Сумме», то рискуем упустить из виду молчание. Однако, картина раскрывает нам молчание св. Фомы, молчание, которое как раз и придаёт смысл словам.
(Из книги Джона Капуто)