Реляционное понимание личности у Йозефа Ратцингера

Jun 01, 2018 19:51


Среди теологов, которые придерживаются той точки зрения, что личность существует лишь в диалоге, и не может быть «независима» от других личностей, мы находим и Йозефа Ратцингера. В своём «Введении в христианство» он пишет:
«…личность не просто индивидуум, не некий размноженный экземпляр, возникший путем расщепления идеи в материи, а именно «лицо». Греческая мысль представляла себе множество отдельных существ, в том же числе и отдельных людей, как индивидов (а не лиц). Они возникают благодаря отражению (преломлению) идеи в материи. Умножение, следовательно, есть всегда нечто вторичное; подлинным является единое и всеобщее. Христианин прозревает в человеке не индивид, а личность, - мне кажется, что в этом переходе от индивидуума к личности - протяженность всего пути перехода от античности к христианству, от платонизма к вере.»

В той части, где он рассматривает понятие личности в тринитологическом контексте, он показывает, что человек является личностью несовершенным образом; лишь говоря о Боге, мы можем говорить о личностях в собственном смысле. Притом что наше текущее понятие личности недостаточно для тритологического рассуждения, теология помогает нам переосмыслить это понятие. Следующая цитата - из той же книги:
«В то же время мы должны сказать, что исповедание Бога как Личности, которая существует в Трех Лицах, взрывает изнутри наивное антропоморфное понятие о личности. В зашифрованном виде здесь говорится о том, что личный характер Бога бесконечно превышает человеческую личность, так что понятие личности, сколь много ясности оно ни вносит, оказывается всего лишь недостаточным уподоблением.»

Ратцингер, антропология, персонализм, теология, Троица

Previous post Next post
Up