Jun 01, 2018 19:51
Среди теологов, которые придерживаются той точки зрения, что личность существует лишь в диалоге, и не может быть «независима» от других личностей, мы находим и Йозефа Ратцингера. В своём «Введении в христианство» он пишет:
«…личность не просто индивидуум, не некий размноженный экземпляр, возникший путем расщепления идеи в материи, а именно «лицо». Греческая мысль представляла себе множество отдельных существ, в том же числе и отдельных людей, как индивидов (а не лиц). Они возникают благодаря отражению (преломлению) идеи в материи. Умножение, следовательно, есть всегда нечто вторичное; подлинным является единое и всеобщее. Христианин прозревает в человеке не индивид, а личность, - мне кажется, что в этом переходе от индивидуума к личности - протяженность всего пути перехода от античности к христианству, от платонизма к вере.»
В той части, где он рассматривает понятие личности в тринитологическом контексте, он показывает, что человек является личностью несовершенным образом; лишь говоря о Боге, мы можем говорить о личностях в собственном смысле. Притом что наше текущее понятие личности недостаточно для тритологического рассуждения, теология помогает нам переосмыслить это понятие. Следующая цитата - из той же книги:
«В то же время мы должны сказать, что исповедание Бога как Личности, которая существует в Трех Лицах, взрывает изнутри наивное антропоморфное понятие о личности. В зашифрованном виде здесь говорится о том, что личный характер Бога бесконечно превышает человеческую личность, так что понятие личности, сколь много ясности оно ни вносит, оказывается всего лишь недостаточным уподоблением.»
Ратцингер,
антропология,
персонализм,
теология,
Троица