Мышление модерна в архитектуре, как пишет Ванхузер, решило порвать с традиционными стилями и сконцентрироваться на формах, которые будут служить функциональной структуре здания. Здания такого типа не были призваны «означать» что-либо: они просто исполняли свою функцию. Постмодернистский поворот в архитектуре ознаменовался отказом от того, чтобы выражать «сущность» здания. Напрмер, Чарльз Дженкс говорит, что здания, как и тексты, имеют свой контекст и своих предшественников, и стиль здания должен быть в диалоге и с тем и с другим. Архитектор-постмодернист любит аллюзии на стили прошлого, склонен к эклектике.
В искусстве подход модерна породил тезис «искусство ради искусства». Отсюда возникли очень формальные произведения; искусство модерна замкнулось в себе, стало самореференциальным и понятным только для элиты. Живопись Пикассо, поэзия Элиота, музыка Шёнберга служат тому примером. Постмодернизм отверг веру в автономию искусства: он, как и архитектура постмодерна, стремится цитировать традицию, ценит выше всего «конкретность» и размывает границу между «высоким искусством» и «низким».