Человекоминимум и польза от него

Oct 18, 2024 12:36


В фантастическом рассказе Шекли "Человекоминимум" описывается ситуация, когда неудачнику и растяпе предложили стать освоителем других планет.
На здравый вопрос «Зачем вам неудачники, как я? Я у себя дома еле выживаю. Вам нужны супермены" он получил неожиданный ответ "Планеты осваиваются, чтоб их потом продать. Никто не купит планету, где выживают только супермены. Поэтому нам нужен человек с минимальными характеристиками. На планете, где выживет он, выживет кто угодно. Такую планету купят задорого, потому что ее можно считать безопасной".



Интересно, что подобный подход более чем приемлем в бизнесе и не только. Вот пример из жизни.
Жили-были в фирме два сотрудника Б и М. Оба они были людьми умными и ответственными, но очень отличались в энергичности, скорости. Сотрудник Б был очень быстрым, быстро набивал текст на клавиатуре, быстро передвигался итд. А сотрудник М был наоборот очень медленным.
Работали они в одном отделе. И однажды так случилось, что сотрудник Б должен был внепланово уйти в отпуск на месяц, а заменять его оказалось некому, кроме сотрудника М. Проблемы начались сразу же, М совершенно не успевал выполнять то, что успевал Б.
Дальше началось самое интересное. Сотрудник М быстро) понял, что вариант сидеть на работе вдвое дольше неприемлем и взялся за оптимизацию, автоматизацию и прочее срезание углов. Потому что если не успеваешь делать столько же, значит надо придумать как сделать меньше. Без потери качества, конечно.
К огромному удивлению сотрудника М оказалось, что упростить можно очень много всего. »Странно" - думал М - "ведь Б умен. Почему он делал руками то, что можно автоматизировать, делал много шагов там, где достаточно одного шага, ходил туда, откуда результат могут прислать почтой и так далее? Он же должен был сообразить, что делает лишнюю работу". А потом вспомнил их недавний поход в игровой клуб, где Б в одиночку, играючи) победил команду из нескольких человек. "Понятно" - осознал М - "он не решал эти проблемы, просто потому что не замечал их. Он слишком энергичный, чтобы беспокоиться о лишней пробежке на пару этажей или наборе паре лишних страниц текста. Для него это тоже самое, что для меня выпить чашку кофе. А я же не задумываюсь, насколько оптимально я пью кофе. Хм, может и над кофе подумать?"
Через пару недель оптимизация дала свои плоды, лишние этапы были убраны, сотрудник М уже успевал все сделать. Через месяц из отпуска вернулся сотрудник Б. Будучи умным и квалифицированным, сотрудник Б быстро разобрался в нововведениях сотрудника М и взялся за выполнение своей работы по новым методикам.
Уже до обеда сотрудник Б смотрел в окно. Делать ему на сегодня было больше нечего. После исчезновения лишней работы, с его-то скоростью, должностные обязанности были выполнены не за рабочий день, а за пару часов.

Ситуация, описанная выше, абсолютно реальна, взята целиком из жизни, включая поход в игровой клуб. Сотрудник М был тем самым человекоминимумом, на котором была проверена оптимальность бизнес-процессов.

Из этого частного случая можно вывести более общий подход. Большинство людей не супермены и не Эйнштейны. Они ошибаются, не понимают инструкций, отвлекаются, халтурят итд. Поэтому бизнес, и вообще любой коллективный труд, не может считаться оптимально устроенным, если все его процессы рассчитаны на идеальных сотрудников. Даже если таковых удастся отыскать, это все равно неразумно, потому что стоить они будут очень дорого.

Поэтому все процессы надо проверять на сотрудниках с наихудшими деловыми характеристиками. Только когда им будут понятны все инструкции, когда они будут успевать сделать все необходимое с нужным качеством, только тогда можно считать, что инструкции написаны хорошо, а процессы организованы оптимально.

мышление, экономика

Previous post Next post
Up