Путь к счастью.

Aug 24, 2015 22:34



Так вышло, что примерно месяц я провёл далеко от дома. Этот месяц для меня разделился на два примерно равных периода - первые две недели я был занят достаточно напряжённым интеллектуальным (и иногда и физическим) трудом, причём в довольно спартанских условиях и прохладном климате, вторые же были заняты классической южно-курортной «расслабухой»: море, солнце, +38 в тени... В общем, контраст разительный. И обнаружил я для себя одну весьма неожиданную вещь. Как вы думаете, когда я ощущал себя более счастливым - в первые две недели или во вторые?

Ну разумеется, в первые. Я вообще люблю учиться, а когда учишься с полной отдачей сил, да ещё и рядом со своими единомышленниками - это, оказывается, совершенно замечательное ощущение! В противоположность им весь «южный» период моего путешествия оказался отчаянно скучным, и если бы я предусмотрительно не закачал ещё до отъезда на электронную книжку кучу литературы, как художественной, так и более серьёзной - не знаю, как бы я его пережил. А так - успел многое перечитать, в том числе несколько книг Эриха Фромма. То есть два его главных «бестселлера» - «Иметь или быть» и «Искусство любить», я, разумется, читал и раньше, но ведь трудов-то у него значительно больше, и в них много чего ещё есть интересного. Это самое интересное, а также свои мысли по поводу прочитанного, я и планирую изложить здесь в серии постов, из которых данный является первым.

Так вот, в связи с вышеизложенным возникает следующий вопрос - что же, собственно, такое счастье и когда мы ощущаем себя счастливыми, а когда - нет?  Вопрос, с одной стороны, философский, а с другой - сугубо практический, потому что любой человек хочет быть счастливым, причём желательно постоянно. Сам Фромм определения не даёт, но приводит примеры мнений других учёных и философов, с которыми он солидарен в данном вопросе:

«...интересна теория К. фон Монакова. Он предполагает существование биологической совести (Syneidesis), назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить организму максимальную способность к адаптации, чувство безопасности, радость и стремление к совершенствованию. Он утверждает, что состояние под названием Klisis (радость, счастье) достижимо лишь тогда, когда все функционирование организма направлено на его развитие, - а отсюда возникает желание к повторению (продолжению) данного поведения. В противоположность этому поведение, препятствующее оптимальному развитию организма, вызывает у субъекта состояние Ekklesis (горести, депрессии, упадка), и это вынуждает его воздерживаться от подобного поведения, чтобы избежать неприятных ощущений».

«Под добродетелью и способностью (potentia), - говорит Спиноза, - я разумею одно и то же. Свобода и счастье заключаются в понимании человеком самого себя и в его стремлении осуществить свои возможности, с тем чтобы все "более и более приближаться к предначертанному нам образцу человеческой природы". Добродетель, согласно Спинозе, тождественна использованию человеком своих сил, а порок отождествляется с неумением использовать свои силы. Сущность зла, согласно Спинозе, заключается в бессилии».

То есть, если попытаться выразить данную мысль более ёмко и сжато - счастье есть то ощущение, которое возникает у человека в процессе его комплексного (интеллектуального, духовного и физического) развития. Соответственно, любая задержка или перекос в развитии, не говоря уж о его остановке или тем более регрессе, рождает у нас прямо противоположные ощущения и является, в концепции фроммовского гуманистического психоанализа, причиной множества неврозов и других нарушений психических функций человека. Собственно, вся суть психоаналитического метода Фромма - именно в том, чтобы помочь человеку, во-первых, осознать истинные цели своей жизни, а во-вторых, понять, какие препятствия, связанные с неправильным развитием личности или с её недоразвитием, стоят на его пути к этим целям.

В этой связи становится понятно, почему напряжённая учёба даёт субъективное ощущение счастья, а расслабленный отдых - нет: первая связана с интенсивным развитием личности, второй же - с остановкой в развитии. Отсюда же, например, и общепринятое восприятие детства и юности как самой счастливой поры жизни - оно связано вовсе не с относительно малой долей ответственности, как это принято считать, а с тем, что именно эти периоды являются обычно у человека периодами наиболее быстрого и разностороннего его развития, постижения мира и самого себя. Но разве с их окончанием исчезает возможность развития человеческой личности, восхождения человека?

Отнюдь нет - мы всегда можем, если захотим, узнать больше, чем мы знаем сегодня, и понять больше, чем понимаем сейчас, независимо от того, сколько нам лет - двадцать, сорок или восемьдесят. Более того, в старшем возрасте у нас появляется обычно всё больше возможностей не только познавать мир, но и изменять его в соответствии со своими идеалами. Именно отказ от этого желания, желания самосовершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, капитуляция перед трудностями, признание своего бессилия в выполнении цели собственного существования, и есть старость, и отнюдь не случайно один очень умный и отнюдь не молодой физически человек сказал: «смерть - законна, старость - преступна».

«Так что же», - спросите вы, - «если автору известен путь к счастью - наверное, он теперь очень счастливый человек?» Увы... одно дело - знать, что следует делать, и совсем другое - понять, как это делать, и уж тем более делать так и именно так. Всегда находится множество препятствий на этом пути, и в первую очередь это наши собственные лень, апатия, страх, неверие в свои силы... список этот можно продолжать очень долго. К тому же очень трудно плыть против течения - а наше общество, увы, последние двадцать пять лет движется по пути регресса. Наверное, именно потому в нём так мало счастливых людей, независимо от степени их материального благосостояния... Впрочем не только наше, и об этом тот же Фромм писал в своей работе «Здоровое общество», да и во многих других.

С другой стороны - вспомните советские песни тридцатых годов: казалось бы, напряжённая работа, довольно скудный быт - а сколько в них радости! «И никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить», «...счастье берём по праву, и жарко любим и поем как дети»... Откуда? Да всё оттуда же. Развивающееся, восходящее общество создаёт восходящего человека. Восходящего, а значит - счастливого!

Так что же, получается, мы - здесь и сейчас - не можем быть счастливыми, потому что нам довелось жить в эпоху регресса? Лично я отказываюсь в это верить. Более того, я знаю, что у каждого есть шанс стать если не абсолютно счастливым, то уж во всяком случае более счастливым, чем одинокий, растерянный и подавленный человек регрессирующего общества. Этот шанс для любого из нас состоит в том, чтобы найти людей, как и ты сам, готовых к развитию и жаждущих его, и попытаться вместе с ними обратить регресс вспять, вернуть общество на путь развития. Заметьте, всего лишь шанс, а не гарантия - но любой другой путь не оставляет даже и шанса. И, как я уже сказал в самом начале, даже само движение по этому пути, тем более - движение вместе с коллективом, уже делает человека (меня, во всяком случае, точно) более счастливым - именно потому, что это восходящее движение.

А что делает счастливее вас, уважаемые читатели? Было бы очень интересно узнать. Если можете - поделитесь в комментариях своими наблюдениями на сей счёт!

развитие, счастье, гуманистический психоанализ, Эрих Фромм

Previous post Next post
Up