Недавно на одном из телеканалов увидел сюжет о том, что в Париже до сих пор работает дом престарелых, он же пансион, он же приют для бедных русских эмигрантов в предместье Сен-Женевьев-де-Буа, самое русское место во Франции…
Сейчас Сен-Женевьев-де-Буа более известно по одноименному кладбищу, ставшему последним пристанищем десятков знаменитых русских. Но история кладбища, на котором покоятся Иван Бунин, Андрей Тарковский и Александр Галич, началась с дома, в котором ровно 80 лет назад княгиня Вера Кирилловна Мещерская (скончалась на 101-м году в 2009 году) открыла первый во Франции интернат - дом престарелых для русских эмигрантов. Сейчас он называется Русским домом культуры и отдыха. Многие из его обитателей еще долго жили надеждой на скорое возвращение домой, но жизнь сложилась так, что им было суждено умереть на чужбине и больше никогда не увидеть родные места. Среди этих людей были офицеры Белой Гвардии, представители семьи Романовых, великие князья и княгини, о чем свидетельствуют надгробия и мемориальные комплексы казачеству, кадетам, корниловцам, колчаковцам, кутеповцам, алексеевцам, врангелевцам и их предводителям. Все они страдали и испытывали одиночество из-за того, что родина отвернулась от них и их бывшие заслуги во имя своего народа давно забыты. Многим из них приходилось искать свое место в новой стране, часто эти поиски оказывались безуспешными, кому-то все же удавалось найти свое дело и привыкнуть к мысли, что назад пути нет и нужно продолжать жить, хотя бы во имя своей семьи и детей.
Поскольку руководить пансионом может только кто-то из рода Мещерских, сейчас этим занимаются отец и сын де Буаю, урожденные Мещерские. Заведует домом младший Николя, правнук княгини. За 80 лет здесь практически ничего не изменилось. Одна из реликвий Русского дома - посольский трон последнего русского царя Николая II.
Кстати, старший, Иван де Буаю, - депутат парламента Франции, в 1995-1997 годах министр образования Франции. Он рассказал корреспонденту НТВ, что в XIX веке дом, который занимает пансион, принадлежал личному секретарю Наполеона. В свое время, оказавшись в эмиграции, княгиня Мещерская открыла пансион для богатых благородных девиц. Одна из них, дочь миллионера Дороти Пэджет, сделала княгине подарок, приобретя в 1927 году усадьбу в Сен-Женевьев-де-Буа.
В Русском доме живет уже четыре года 95-летняя Анастасия Лебедева, преподаватель русской словесности в Сорбонне и Высшей французской школе управления. «Я помню очень ясно: папа мне сказал - теперь начинается революционное время, ты не понимаешь, но, пожалуйста, не забудь, что ты христианка», - рассказывает она о революции.
Из 72 обитателей Русского дома 30 человек имеют российское гражданство. Среди них те, кого привезли уже в наше время богатые дети из России. Проживание в Русском доме стоит 2,5 тыс. евро в месяц, жильцы получают французский уход и возможность быть похороненным на знаменитом кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.
На кладбище стоит православная церковь Успения Божьей Матери, заложенная в апреле 1938 года и освящённая 14 октября 1939, через полтора месяца после начала Второй мировой войны. Успенская церковь построена по проекту А. Н. Бенуа в новгородском стиле XV-XVI веков. Архитектор Бенуа и его жена Маргарита выполнили также церковные фрески. Альберт Бенуа похоронен на этом кладбище.
Андрею Тарковскому
Казакам
Кадетам
Атаману Богаевскому
Ивану Бунину
Великому князю Гавриилу Константиновичу
Галичу
Генералу Алексееву и Алексеевцам
Генералу Дроздовскому и Дроздовцам
Донским артиллеристам
Графу и графине Ланским
Мережковскому и Гипиус