Российские кладбища всегда вызывали у меня тяжёлые чувства. Главным образом, обилием бумаги, а теперь и пластика. Простое эстетическое чувство отторгает эту "роскошь" кислотных оттенков, которая встречает тебя у ворот диким буйством красок.
Кажется, что покойные обречены лежать не на погосте, в лоне, так сказать, природы-матери, а в каком-то странном цехе бутафорий - под покровом примитивных имитаций.
Даже после смерти ты не можешь слиться с вечностью, - "культура" настигает тебя лживыми "букетами" и за гранью бытия.
Пестрота фальшивого пейзажа просто удручает. Несмотря на "практичность", бумага и пластик - всего лишь подобие памяти (а то и любви), - имитация нашего присутствия у могилы близкого человека.
Вместо букета живых цветов - его бумажный двойник, фальшивый спектакль "постоянства". Словно бумажная роза обманет вас, меня или прохожего, не понимающих смысла этих проделок.
Индустриальный размах бутафории - грустное зрелище (ещё более печальное, чем заброшенный погост), - прямая отсылка к теме национального характера. Очевидно, что тяга к имитациям давно стала частью национальной культуры, в том числе и политической.
Имитация западных форм (начиная с Петра) успешно утвердилась в российской истории, - включая нынешний режим с его подобием "парламента", "демократии", "выборов", "судов" и "права".
Мы успешно имитируем (в традициях "потёмкинских" забав) правовое государство, западный образ жизни (со всеми его гаджетами, модой, институтами, технологией и культурной индустрией).
Мы изображаем из себя европейцев, делая вид, что живём в "европейской стране", слушаем Элтона Джона (презирая его брак и его сексуальность), носим в кармане смартфоны Apple (презирая Тима Кука), ездим на отдых в Европу (презирая права человека и ЛГБТ-равенство), натягиваем на себя модные шмотки "от Версаче" (или их имитации), презирая создателя бренда, - как и сам дух европейской культуры и европейской свободы (создавший нам все эти технологии, возможности и бренды).
В эпоху "развитого путинизма" мы имитируем имперскую политику и советское прошлое, - всё глубже загоняя себя в яму нашей неадекватности. Тотальная система имитаций давно стала сутью национального существования.
Мы упорно пытаемся обмануть историю, выдавая себя за тех, кем на самом деле не являемся, - не будучи ни империей, ни европейцами, ни правовым государством, ни успешной моделью развития, ни центром силы, ни демократией, ни моральным авторитетом, ни центром мировой культуры.
И даже наше пьянство является частью имитационной психологии, поскольку изменённое сознание - всего лишь способ выдать себя за иную личность.
Наши пёстрые кладбища, покрытые имитацией живой памяти - из того же самого разряда. Мы имитируем память и любовь, - пытаясь обмануть время, себя и природу, - но лишь выдаём свою страсть к подобиям.
Дело даже не в религиозной традиции. Западные кладбища не пестрят цветами и оградами. Ваши цветы у камня станут здесь живым знаком вашего присутствия. Через пару дней они завянут, но вам не придёт и в голову обманывать покойного и время - пластиковой "памятью" у его могилы.
Да, конечно, увядание - часть жизни. Но это и есть реальность, которую полезно принимать, не пытаясь её обмануть "бессмертием" дешёвого пластика.
Культура ухода - естественное продолжение культуры жизни. Испытывая доверие к природе (в том числе, к природе человека), - вы не будете стелить синтетическую траву, уснащая её "лилиями" и "пионами".
Сила западной культуры - в её связке с реальностью. Просвещение оставило в Европе свой философский след, подарив иммунитет от мифологий. Уважение к реальности - и делает жизнь живой. Позволяя двигаться вперёд, не нуждаясь в фальши и заменах.
Слабость "русского мира" - в его склонности к фальши, в попытках обмануть жизнь, историю и время.
Тотальная система имитаций и сведёт нас в могилу. На которую (надеюсь) водрузят монструозную конструкцию из лепесточков, бантов и проволок - диких, кислотных расцветок... Мы это заслужили.
Покойник в жизни это обожал. Порадуем его - в конце пути - порцией любимого "декора"..