Леонард Матлович. Гей с "Пурпурным сердцем"

Apr 10, 2013 23:40



«Он был патриотом, представителем консервативного среднего класса, героем войны, - и он уничтожил популярный миф о гомосексуалах». - Дэвис Эддлстон, юрист.

В 1975 году сержант военно-воздушных сил вошёл в историю, приняв решение оспорить запрет на службу геев в армии США. Леонард Матлович (Matlovich) стал символом борьбы за права ЛГБТ, но скорее всего, он не мог себе представить, что в 2013 году Верховный суд США будет рассматривать вопрос о судьбе однополых браков в стране.

"Это просто разрывает меня на части..," - заявлял он в своем первом теле-интервью в мае 1975 года. «Моя совесть не оставляет выбора; я должен был прийти и сказать Америке: «Хватит..!»

Mатлович с гордостью носил звание пилота ВВС. Он добровольно отслужил три срока во Вьетнаме. Был ранен при разминировании, награжден орденом «Пурпурное Сердце» и медалью Бронзовой Звезды.





В те годы Дэвид Эддлстон, в качестве юриста «Американского союза гражданских свобод», как раз искал военнослужащего, который мог бы открыто заявить о своей гей-ориентации и оспорить запрет на службу гомосексуалов.

Матлович «был прекрасным кандидатом на эту роль»,- вспоминал Эддлстон, надеясь, что боевые заслуги заставят командование усомниться в правомерности дискриминационного запрета. Вместе с тем, он предупредил, что пилот-гей, вероятно, будет уволен и 13 лет военной службы с правом на пенсию будут потеряны. Однако, Леонард настаивал, что «больше не может жить во лжи»...

Со своей ориентацией Матлович смог примириться лишь к тридцати годам. Оба его родителя были глубоко религиозны и политически консервативны; отец также служил в военно-воздушных силах, и благодаря воспитанию, Леонард считал себя набожным католиком.

"Нас всегда заботило, что соседи подумают о нас и о нашей семье", - вспоминала племянница Леонарда Вики Уокер. "Мы должны были всё делать правильно. Нам не разрешали даже пить содовую воду. Дед был очень строгим... Любящим, но строгим".

По словам Майкла Бэдвела (друга Леонарда и его соседа в течение нескольких лет), его приятель с детства знал, что он "другой"... "Он испытывал отвращение к себе в первую очередь из-за своего религиозного и консервативного воспитания… Леонард даже признался мне однажды, что одной из причин, по которой он добровольно отправился во Вьетнам, было подсознательное желание смерти. Самоубийство с помощью войны... , - мысли, о которых позже он очень сожалел".

Примирение с собой произошло лишь тогда, когда Матлович стал заглядывать в гей-бары и новый круг общения дал ему позитивный образец для подражания, он увидел реальных людей, геев и лесбиянок, что привело его, наконец, к согласию с собственной сексуальностью.

"Он начал встречаться с людьми, которые отличались от стереотипов, среди которых он рос, - с людьми, вносящими свой вклад в развитие общества", - вспоминал его приятель.

Леонард считал себя геем, но это не выходило за пределы узкого круга друзей и не было известно семье. К тому времени он служил инструктором по вопросам межрасовых отношений в ВВС, и в этой роли имел прямое отношение к движению за гражданские права.

"Во Вьетнаме он встретил чернокожих солдат и обсуждение проблем расизма обусловило развитие его сознания ", - вспоминал Бэдвел, который считал, что именно это подтолкнуло сержанта-гея обратиться к начальству.

«Леонарда учили, что Соединенные Штаты - страна свободных людей. И он пришёл к убеждению, что точно так же, как неправильно было отрицать права и свободы людей другого цвета кожи, точно так же неправильно отрицать их для гомосексуалов».

Матлович написал письмо командиру. Раскрывая свою сексуальную ориентацию, он просил сделать для него исключение в запрете на службу для ЛГБТ - в связи с его послужным списком.

Взглянув на письмо, офицер предложил: «Просто порви.. И мы забудем об этом». Но Леонард отказался. В результате ответ командования не заставил себя ждать: были запущены процедуры увольнения.

Мать умоляла Леонарда не рассказывать обо всём отцу, из страха, что тот будет винить именно ее, поскольку ей казалось, что она сделала что-то не так. Она настаивала на визите сына к психиатру.

Тем не менее, Бэдвел посоветовал другу сделать историю общественным достоянием, - и в 1975 году, в День Памяти погибших военнослужащих США, Матлович дал интервью «New York Times».

Вечером интервью оказалось на CBS, в телевизионных новостях, и когда Леонард позвонил домой, отец уже знал обо всём из средств массовой информации. Реакция была очень бурной. Отец заплакал, но затем сказал журналистам о сыне: «Если он может это принять, значит могу принять это и я…».

Последовали и другие интервью. В сентябре 1975 года, перед началом слушаний дела в суде, Леонард Матлович стал первым армейским геем, появившимся на обложке журнала «Tайм» с заголовком: "Я - гомосексуал".

Он стал символом борьбы за права «сексуальных меньшинств». И по словам Бэдвела, «настоящим героем - особенно для тех, кто служил в армии. … Я отлично помню, где я находился, когда был убит Кеннеди, и я точно так же помню, где я был, когда увидел Матловича на обложке журнала «Тайм»…

Выступления Леонарда в СМИ имели огромное влияние на Америку. «Он был патриотом, представителем консервативного среднего класса, героем войны. И он уничтожил популярный миф о гомосексуалах», - замечает Эддлстон.
Оставаясь при этом «обычным скромным парнем, а не стереотипным геем", - добавляет Бэдвел.

После признания негодным к военной службе, Матлович обратился в суд, и спустя пять лет, после длительного процесса, судья постановил, что уволенный из армии должен быть восстановлен. Военно-воздушные силы предложили ему финансовую компенсацию; и убедившись, что командование найдёт любую другую причину для нового увольнения в случае возврата на службу, он вынужден был согласиться.

Многие активисты призывали Леонарда всё-таки вернуться в ВВС, так что решение отказаться от этого было тяжелым выбором.

Матлович занялся бизнесом и с компанией друзей открыл ресторан. Место пользовалось популярностью и привлекало гей-фанатов: "Люди заглядывали сюда посидеть, потусоваться или даже заняться сексом с хозяином заведения".

В 1986 году у Леонарда был выявлен ВИЧ-положительный статус. И в следующем году он сделал второе в жизни публичное признание, открыв во время теле-интервью свой диагноз.

"Я видел его в Вашингтоне, когда он умирал от СПИДа", - вспоминал Эддлстон. "У него не было никаких сожалений. Отец полностью примирился с ним. Единственная проблема состояла в том, что он стал знаменитостью, но по характеру оставался обычным, скромным парнем".

Леонард Матлович умер в июне 1988 года - 25 лет назад. На его надгробии на кладбище Конгресса в Вашингтоне высечена надпись: "Когда я служил в армии, мне дали медаль за то, что я убил двух мужчин и разжаловали за то, что я полюбил одного".



http://www.bbc.co.uk/news/magazine-21896925

имена, gay, гей-права

Previous post Next post
Up